Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
  • +7 (918) 517-87-44
  • chalykh-ae@yandex.ru
  • skype: chalykh-ae

Владимир Бершадский. Где была Белая Вежа?

Владимир БерШадСкий  

Где была Белая Вежа ?

По следам  статьи Марселя Эрдаля « Козарский язык ».

Саркел

Город«Саркел » по БСЭ:

А вот , что пишет о Белой Веже дореволюционный  « Брокгауз и Ефрон »: Константин Багрянородный о Саркеле:Был ли Саркел  Белой Вежой ?

Вежа ( граница )

=============================

ПоЛтава Вор Скла

ХАРЬКОВ Харьков Белгород

Предисловие :

Мы все с детства читали о храбром князе Святославе , аки пардус рышущий по древнерусской степи , от Киева до Дуная , от Дуная до самой Волги , от Волги до Кавказа , от Кавказа опять в широкие украинские степи , где на днепровских переправах подстерегли его злые вороги — печенеги , убили его и сделали из его черепа чашу и похвалялись , что убили такого .

Это он — коняз Святослав — разгромил поганых иудеев — козар , город их — Белую Вежу взял , а Козарию в пыль пустил на вольный степной ветер . И с тех пор никто про козар и про Козарию и не слыхивал .

Вот , какие « исторические легенды » плавают до сих пор , как гавно в проруби , по волнам И — нета :

http://www.zn.ua/3000/3150/53531/

 

Речь князя Святослава перед войском . « Україна . Віхи історії »

 

« Не любо мне есть в Киеве жити ». будет ли Уместным в Киеве памятник Святославу Игоревичу ?

Автор: Владимир РЫЧКА ( доктор исторических наук )

Киевский князь ( с 964 г .) Святослав Игоревич ( 932-972 гг.) вошел в анналы отечественной истории под именем Святослава Славного . Именно так называет его первый русский по происхождению киевский митрополит Илларион в своем « Слове о Законе и Благодати »( ХІ в . ).Этот эпитет был признанием не его государственнических заслуг , а военного авантюризма времен героического , дружинного периода истории Киевской Руси . Как свидетельствуют летописи , в 964 г . Святослав повел свои войска на Оку и Волгу . Продвигаясь в глубь хазарских владений , он нанес удар волжским булгарам и буртасам ( мордве ), ратники которых оказывали сопротивление продвижению русских дружин . После этого русские воины столкнулись с главными силами хазарского кагана и наголову их разгромили . Была захвачена старинная хазарская столица — город Семендер на берегу Каспийского моря и , как свидетельствуют данные археологии , до основания разрушена . Во время этого похода Святослав подчинил своей власти также северокавказских ясов и касогов ( осетины и адыги ). Военный поход Святослава протяженностью в шесть тысяч километров завершился на Таманском полуострове .Вследствие восточных походов Святослава огромное государство хазарских каганов было обречено на медленное , но неуклонное угасание . Богатая добыча , доставшаяся руссам в торговых хазарских , булгарских и буртасских городах , была , видимо , несоизмерима с теми выгодами , которые бы принесла мирная торговля Руси с Востоком . Трансевропейской международной торговле был нанесен непоправимый урон . Разгром Хазарского каганата обладал дестабилизирующими последствиями для Руси в будущем . Одолев мощного соседа , Святослав тем самым разрушил стены , до сих пор сдерживавшие натиск тюркских кочевых племен в Причерноморских степях .Восточный вектор политики Святослава , направленный на завоевание хазарского государственно — политического наследия , был внезапно свернут . Царьград сумел выстроить перед киевским князем более заманчивую перспективу — взять под свою вооруженную руку Балканы . Византия тогда терпела лишения от своего сильного соседа — молодого и воинственного Болгарского государства , потому и искала себе сильного союзника в борьбе с экспансионистскими устремлениями последнего .В соответствии с соглашением , заключенным с византийским императором Никифором Фокой , войска руссов выступили против болгар . Выставленное против киевского воинства тридцатитысячное болгарское войско не выдержало первого же натиска руссов и отошло к дунайской крепости Доростолу ( сейчас Силистрия ). Узнав о поражении , болгарский царь Петр от чрезмерных переживаний тяжело заболел и вскоре умер . Между тем почти вся восточная Болгария была покорена Святославом . Как гласят древние летописи , « одолел Святослав болгар . И взял он восемьдесят городов по Дунаю , и сел , княжа здесь , в городе Переяславце ( ныне город Малая Преслава , при впадении Дуная в Черное море . — В.Р.), беря дань с Греков ». Не исключено , что во время этого похода Святослав распространил свою власть не только на земли Нижнего Дуная , но и западнее и южнее его с Великой Преславой , столицей Болгарского царства включительно .Святослав не любил Киев . Когда в 968 г . он прибыл в стольный град Руси , страдавший тогда от нажима печенегов , киевские бояре укоряли Святослава : « Ты , княже , чужой земли ищешь и заботишься о ней , а свою оставил ». На что амбициозный и воинственный Святослав заявил : « Не любо мне есть в Киеве жити . Хочу жити я в Переяславце на Дунае — там середина земли моей . Ведь там все добра сходятся : из Греков паволоки , золото , вино и овощи резные , а из Чехов и из Угров — серебро и кони , из Руси же — мех и воск , и мед , и челядь ».Даже предостережение матери — княгини Ольги , находившейся уже при смерти — не стало препятствием для Святослава : в 969 г . он вновь отправился со своим войском на Балканы . Потерпев там позорное поражение в войне с Византией , Святослав сложил голову на Днепровских порогах , возвращаясь в Киев . Как сообщает летописец под 972 г . : « Пришел Святослав к порогам , и напал на него Куря , князь печенежский . И убили они Святослава , и взяли голову его , и из черепа его сделали чашу — оковав череп его золотом , пили из него ». Более поздние летописные источники приводят надпись , сделанную печенегами на оковке Святославого лба : « Чюжих желая , своя погуби ».Итак , имеющиеся исторические источники свидетельствуют , что грандиозные воинствующие авантюры Святослава и его советчиков препятствовали созданию крепкого фундамента Киевского государства и подъему престижа и славы ее столицы . К тому же Святослав Игоревич был ярым язычником . Огнем и мечом он уничтожал первые ростки христианства , пробивавшиеся в Киеве уже с середины Х в . Так что сомнительным кажется само поднятие вопроса о необходимости сооружения в центральной исторической части города Киева , насыщенной духовными и материальными символами христианской культуры , памятника князю , которому эта культура была совершенно чуждой и враждебной . И к тому же , как отмечалось , Святослав с презрением относился к Киеву , не любил этот город и не хотел в нем жить .

————————————————— —————-

И вот уже скульптор Клыков  ( уже помер ) изготавливает памятник герою русского народа Святославу .  Памятник представляет собой скульптурное изображение князя Святослава верхом на коне , топчущем копытами козарского воина ; на щите козарина крупно изображена звезда Давида .В связи с информацией об установке памятника Федерация еврейских общин России выступила с заявлением , в котором называет проект Вячеслава Клыкова » провокационной акцией , которая не только искажает историю , но и крайне негативно влияет на современность «.

« Вкруг энтого дела » разгорается возня . А причина — в истории , в которой в одной строчке сказано , что  «иде Святослав на козары; слышавшее же козари изидоша противу с князем своим каганом […] одоле Святослав козаром и град их [и] Белу Вежу взя. И ясы победи и касогы». И всё -о-о -о-о — о !

Напомню , а что же это было за государство такое — Козария .

 

В моих руках солидная книга с многообещающим названием :   « Хазары .  Евреи и славяне . том 16 »- Козарский проект , осуществлённый совместно в Москве и Иерусалиме издательством « Мосты культуры — Гешарим ». В нем собраны признанные учёные , из которых я особо отмечу С.А. Плетневу , В . Петрухина .

Книга насыщена практически всем известным о козарах материалом ( на 2006 г . ).

Однако , центральное место в томе занимает статья Марселя Эрдаля « Козарский язык ».  Именно в этой статье приведены слова козарского языка , которые идентифицированы  современными козарам писателями , как истинно « козарские ».  Их мы разберём далее .

А кто такие « Козары ».

Вот традиционные представления о козарах , которые в русских летописях и былинах назывались « КОЗАРЫ »:

1 .                  КОЗАРЫ , входившие в состав Западно — Тюркского каганата , после его распада в середине VII века объединили разрозненные  племена в союз равных племён под номинальным управлением кагана , сакрального правителя , традиционно выбираемого западными тюрками из  рода ашина .

2 .                  После ряда успешных войн КОЗАРский  каганат к началу VIII века занимал приазовские степи Северного Причерноморья , большую часть Крыма , Прикубанье и Закавказье .

3 .                   В первой четверти VIII века арабам удалось отвоевать Закавказье , но продвинуться далее на север из — за козарского сопротивления им не удалось .

4 .                  Козары вели обширную торговлю с Восточной Европой , Средней Азией , Закавказьем , Малой Азией и другими регионами , используя сухопутные дороги , речные и морские пути .

5 .                   Большую роль в козарской торговле играли еврейские купцы . Под их влиянием заместитель кагана , обладавший реальной властью в Козарии и носящий титул бег ( или шад ), принял в первой половине VIII века иудаизм . Один из его потомков , бег Овадия , на рубеже VIII -IX веков объявил иудаизм государственной религией .

6 .                   В последней трети X века Козария пала под ударами русов , славян , гузов и хорезмийцев .

=================================

Саркел

Эрдаль предполагает , что Белая Вежа — это упоминаемая в византийских источниках крепость Саркел . Он начинает обсуждение названия города Саркел — в еврейском как שרכל  или שרכיל.

————————————————— —————

Эрдаль пишет : «Вторая часть этого названия {имеется в виду СарКел} должна БЫЛА быть заимствована из утерянного среднеперсидского, родственного санскритскому grha, «дом», русскому город, готскому Гартс, «Дом», и т.д. »

————————————————— ——————-

Очень интересный и поучительный пассаж . Рассмотрим слова , названные Эрдалем с точки зрения … иврита :

Санскритское  grha — «дом»

גרך / гарха = « Проживание твоё »

 

готское Гартс, «Дом»

גר תהה / гар та — « проживание изумительное ». Отсюда слова — « ГурТа , Юрта , Джурта »- изумительный дом !

 Город

То , что огорожено забором , оградой

Фасмер :город мн . города , укр . город , ст. — слав . см . образ » πόλις , κηπος «, болг . градът , сербохорв . см . образ , словен . см . образ , чеш. град, польск . Грод, в . — луж . hród , н . — луж . Грод, кашуб . Гар , полаб . Горд . || Родственно лит . грдас » ограда «, местн . н . ГарDamas, Гар -Динас , лит . ГардинYы » хлев для мелкого скота «( Буга , РФВ 70 , 248) , жем . gardìs , вин . см . образ » решетчатый борт воза «, др . — инд . см . образ » дом «, авест . см . образ » пещера «, алб . Гарт , — Ди » забор «, гот . расценивает » дом «, др . — исл . gerði » огороженный участок земли «, тохар . В kerciye » дворец «( из см . образ ), фриг . Manegordum , Manezordum » город Манеса «( Кречмер , Einl . 231 и сл . ), возм ., также греч . κορθίλαι · σύστροφοι , σωροί ; κορθίλας καὶ κόρθιν · τούς σωρους καὶ την συστροφήν ; см . Лиден , Tochar . Стад . 21 и сл . ; Г. Майер , алб . Wb . 119 и сл . ; Бернекер 1 , 330 ; М. — Э . 1 , 618 ; Торп 129 ; Траутман , BSW 78 и сл . ; Кипарский 103 . Связано чередованием гласных с город и жердь . Наряду с этим и.-е. Gh представлено в лтш . zardi мн ., др . — прусск . Сардис » забор «, см . также озород . Заимствование город и родственных из гот . см . образ невероятно , вопреки Зубатому ( AfslPh 16 , 421), Уленбеку ( AfslPh 15 , 487), Хирту ( РВВ 23 , 333) , Фику (ВВ 17 , 321 и сл .) и др . О дальнейших отношениях к греч . χόρτος , лат . Hortus см . Цупица , KZ 37 , 389.

גדר/ Гадэр = «Ограда». (Буквы Г и Д поменялись местами)

  Грд .  גדר  

חרד/ харед — « боязливый », поэтому боящийся нападения , ограждающий себя оградой .

Гарда — защитная планка на шпаге , ограждающая руку от ударов

 

 Городהו רעד / Хо раъд — « Божий трепет ».

В городе находился окружной божий храм —церква, город был окружен стеной , так как боялся нападения врагов . Корень [גאה] — גואה רעד / гоэ раъд — « поднимаюсь + трепещу»Корень [גור] — גור עוד / / гор од = « жить , проживать + поощрять ».  Может быть связано с политикой поощрения переселенцев в новых городках , в новых крепостях на новых землях . Эта политика проводилась и в России , и в Польше , когда король Мешко (« Вытаскиватель ») приглашал и поощрял евреев селиться в Польше . В России также осваивались новые земли и строились новые города , особенно в Поволжье ( Царевококшайск , Васильсурск и другие ). =======================================

Итак , вторая часть слова Саркел не подходит под название « город » .

А вот ,  что о Саркеле написано в Большой Советской энциклопедии :

«Саркел » по БСЭ{ якобы } ( козарск. , буквально — белый дом ), козарский город ( см. Козарский каганат), основан в 30 — х гг . 9 в . на пересечении торговых сухопутных дорог с водным путём по Дону . О постройке крепости Саркел известно из трактата византийского императора Константина VII Багрянородного (10 в . ). Развалины С . отождествляются с левобережным Цимлянским городищем , которое было расположено на берегу старицы Дона в 4 км от станицы Цимлянской ( на месте нынешнего Цимлянского моря ). Исследовались в 1934-36 и 1949-51 под руководством М . И . Артамонова. Прямоугольная в плане крепость ( 193,5 ‘133 , 5 м) была отделена от города рвом и имела толстые кирпичные стены и башни . Внутри она делилась стеной на две части ; в большую вело двое ворот , меньшая — цитадель — не имела наружных выходов . Почти сразу после постройки Саркел стал быстро заселяться и превратился в крупный торгово — ремесленный центр с разноэтническим населением ( болгары , гузы , козары и др . {интересно , а кто это такие — др . ? Уж не евреи ли ? ?}). В 965 Саркел взят русским князем Святославом { в ПВЛ не говорится , что Святослав взял Саркел . Там написано , что Святослав взял Белую Вежу . Отождествлять Белую Вежу с Саркелом аксиоматически нельзя ! }. Был сильно разрушен , но жизнь в нём продолжалась до середины 12 в .{ ничего себе — ведь это ещё 300 лет ! }. С. превратился в русский степной форпост и стал называться по -русски — Белая Вежа { Это домыслы Артамонова и Плетнёвой !  Никак не доказано }. Толщина культурного слоя городища 3 м. Нижние слои относятся к козарскому времени . Обнаружены остатки полуземляночных жилищ и юрт , а также множество вещей , характерных для памятников салтово — маяцкой культуры. Верхние слои — русский город — содержали остатки характерных славянских землянок и наземных жилищ , выстроенных с применением кирпича и самана , взятых из развалин козарской крепости .Лит . : Артамонов М . И ., История козар , Л . , 1962; Тр . Волго — Донской археологической экспедиции , т . 1-3 , М. , 1958-63 ( Материалы и исследования по археологии СССР , № 62 , 75 , 109).С. А. Плетнёва .»

А вот , что пишет о Белой Веже дореволюционный  « Брокгауз и Ефрон »: Белая Вежа, Белавожа , название двух гор . ; первой в Переяславльском княж ., Старая Вежа ; место его точно не известно ; по Мономаху на Суле , недалеко от Прилук ; второй в Черниговском княж ., Новая Вежа , на месте нынешней немецкой колонии Белемешь , Борзненского уезда . Известна с 1117 . Летописи называют еще Б . В. козарский город . Саркел , 965 взятый Святополком ; полагают , что он находился на Дону , у поворота р . на запад .И наконец , из Википедии :

Саркел (козарск . {} якобы « белый дом») — козарский, позже русский город — крепость на левом берегу реки Дон. В настоящее время находится на дне Цимлянского водохранилища.

Более правильное ( козарское ) название — Шаркил. Традиционное наименование Саркел взято {} якобы из греческого языка , где звука « ш » не существует , поэтому он передан через « с ».

Крепость построена между 834 и 837 в районе пересечения торговых сухопутных дорог с водным путём по Дону . По просьбе правителей Козарии кагана и бека, обратившихся к византийскому императору Феофилу, строительство велось при посредничестве византийских инженеров , во главе с Петроной Каматиром . Саркел стал главным фортпостом на северо — западной границе Козарии . Несколько раз упомянут в письменных источниках . В нём базировался ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов .

В 822 г . наметилось новое наступление халифата в Закавказье , и арабы всё — таки изгнали козар оттуда , но развить успех , подобно тому , как это было в 737 г . не смогли . Козария оказалась меж двух огней : с одной стороны печенеги ( пачинакиты ), силами которых была подавлена фронда ( восстание Кабаров и венгров , а также знати против попыток внедрения иудаизма ) …, а с другой стороны угроза с мусульман с юга . В этой ситуации козары вспоминают о старых союзниках и посылают посольство к императору Феофилу .

Константин Багрянородный о Саркеле:

42 … Ибо известно , что хаган и пех Козарии {это говорит о том , что иудаизм не был принят}, отправив послов к этому василевсу Феофилу , просили воздвигнуть для них крепость Саркел { никак не « Белавожу и не Белую Вежу »}.  Василевс , склоняясь к их просьбе , послал им ранее названного спафарокандидата Петрону [ по прозванию Каматира ] с хеландиями [ тяжёлое судно на 100-500 человек ] из царских судов и хеландии катепана Пафлагонии . Итак сей Петрона , достигнув Херсонеса , оставил хеландии в Херсоне ; посадив людей на транспортные корабли , он отправился к месту на реке Танаис {} Дон , в котором должен был строить крепость . Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней , соорудив печи и обжегши в них кирпич , он сделал из них здание крепости , изготовив известь из мелких речных ракушек . Затем этот выше названный спафрокандидат Петрона прибыв к василевсу после постройки крепости Саркел {שר כלא / Сар кале — « Правительственная крепость» }, сказал ему :   » Если ты хочешь всецело и самовластно повелевать крепостью Херсоном и местностями в нем и не упустить их из своих рук , избери собственного стратига и не доверяй их протевоинам и архонтам «. Ведь до василевса Феофила не было стратига , посылаемого [ туда ] из этих мест , но управителем всего являлся так называемый протевоин с так называемыми отцами города . Итак василевс Феофил , размышляя при сём , того или этого послать в качестве стратига , решил наконец , послать вышеозначенного спафарокандидата Петрону как приобретшего знание местности и понимания дел отнюдь не лишенного , которого он избрал стратигом , почтив чином протоспафария , и отправил в Херсон , повелев тогдашнему протевоину и всем [ прочим ] повиноваться ему . С той поры до сего дня стало правилом избирать для Херсона стратигов из здешних .> 31-171 <И вот традиционный комментарий к этому фрагменту , освященный именами крупнейших специалистов . С. А. Плетнёва не оспаривая приводимого мнения коллеги и не приводя других , тем самым солидаризуется с ним : «М . И. Артамонов полагает , что миссия Петроны была скорее дипломатической , чем строительной . Недаром Константин Порфирородный писал , что Пертона по возвращении на родину представил подробный доклад о положении на востоке и о возможностях , открывающихся для империи в связи с некоторым ослаблением каганата «.> 96-53 < Сличение текста и комментария с очевидностью показывает , что комментарий дан к представлениям авторов , и не имеет к тексту почти никакого отношения . В тексте нет :

— подробного доклада о положении на востоке ;
— открывающихся для империи возможностей ;
— некоторого ослабления каганата .

 

Зато в тексте есть отчёт имперского чиновника , столкнувшегося на подведомственной территории с фактом самоуправления ( с гражданским обществом ) и воспринимающего это положение вещей как нетерпимое и несущее самую серьёзную угрозу всецельному и самовластному принципу правления в империи . Император Феофил , о котором пишут , ( а заодно и Константин , который пишет ) вполне адекватно воспринимает доклад и соглашается , что самоуправство ненадёжных и так называемых отцов города ( протевоинов и архонтов ) далее терпеть не можно , а следует , как всюду , назначать туда из центра стратига , коим и поручено быть Петроне , благо он понимает в чём дело . ( Кстати , почти слово в слово текст повторён в третьей части Продолжателя Феофана , книге » Феофил «, написанной так же при дворе Константина VII > 93-56 <)

В 965  {} якобы Саркел  {? } { Белая Вежа , Белавожа ! } разгромлен князем Святославом. После этого поселение перешло под власть Руси и стала называться по -русски Белая Вежа.

В киевском Софийском соборе имеется настенная надпись XI века, в которой упоминается « Тятькюш , попин беловежский » { Нет слова Саркел ! }. Она содержит , кроме славянских , и « тюркские »  слова

————————————————— ——————

{Тятькюш — « Тятя + куш »= תהה תהה חוש ( קוש ) ( כוש ) / таь таь хуш = « Изумительный , поразительный , заставляющий удивляться , размышлять + Чувствительный ( или охотник , ставящий западню ) ( черный , эфиоп — из страны Куш ) ». Слово « Тятя , Тять » коррелируется с Отец мой , обычное название Попа , Священника};

======================================

из неё мы узнаём , что среди  жителей БелойВежи  были христиане и христианские священники , а поминальные надписи у них допускалось делать не на церковнославянском , а на родном языке на старославянском {! }.

В 1103 Владимир Мономах забрал {? — может быть пригласил ? ?} с собой на Русь печенегов и торков. Они составляли гарнизон Белой Вежи до тех пор , пока половцы в 1117 не разорили город , и он был покинут жителями .

Аэрофотосъёмка крепости Саркел

Долгое время местоположение крепости Саркел определялось гипотетически , обычно в районе наибольшего сближения Дона с Волгой . Проведённые в 19341936 в регионе раскопки позволили Михаилу Артамонову идентифицировать с Саркелом Левобережное Цимлянское городище .

Крепость располагалась на мысе , отделённом от берега рвом . У стены находился второй ров . По форме крепость представляет собой четырёхугольник ( 193,5 на 133,5 м). Выстроена из обожжённого кирпича , кладка бесфундаментная . Толстые (3,75 м), высокие ( не менее 10 м ) стены усилены башенными выступами и массивными угловыми башнями . В северо — западной стене находились главные ворота , вторые ворота ( меньшего размера ) располагались на северо — восточной стене и выходили к реке . Крепость имела несколько линий обороны . Внутри делилась на две части поперечной стеной . В меньшую юго — западную часть можно было попасть только изнутри , в её южном углу располагалась укреплённая квадратная башня — донжон .

Вскоре после постройки Саркел стал быстро заселяться и превратился в торгово — ремесленный город . Всё внутреннее пространство было застроено жилыми домами . Население состояло из двух этнических групп : цитадель занимали тюркские кочевники ( жилища в виде юрт ), остальную часть — местное аланское население ( жилища в виде землянок ). Функционировали литейные , кузнечные , гончарные мастерские и караван — сараи .

После гибели поселения , кирпичи крепости использовались местным населением для своих построек { קיר פץ / Кир пиц = «стену разбиваю»}, так что к моменту раскопок от строений остались только отпечатки на земле . Остатки крепости исследовались археологически в 19341936 и с 1949 по 1951 в рамках Волго — Донской новостроечной экспедиции . Обследовано менее трети площади памятника . В 1952 он затоплен при строительстве Цимлянского водохранилища .

————————————————-

Был ли Саркел  Белой Вежой ?

Приведём текст Повести временных лет ( ПВЛ ) так , как это приводит В . Петрухин на странице 88 . «Летопись, в принципе скупая на козарские сюжеты, чрезвычайно кратко свидетельствует о походе Святослава на Козарию. Под 964 г.  рассказывается, как Святослав пошел в поход на Оку и Волгу (!) и подчинил сидящих там вятичей. Далее «иде Святослав на козары; слышавшее же козари изидоша противу с князем своим каганом […] одоле Святослав козаром и град их [и] Белу Вежу взя. И ясы победи и касогы».В.Петрухин пишет, что «под козарским градом, видимо, следует понимать столицу Итиль (Атиль) в низовьях Волги».

————————————————— ——————

В. Петрухин в отрывке  «одоле Святослав козаром и град их [и] Белу Вежу взя»  союз « И » заключает в квадратные скобки , как будто чувствуя сомнительность своего вывода о том , что  «под козарским градом, видимо, следует понимать столицу Итиль (Атиль) в низовьях Волги» .  Уберите этот союз [ И ] и прочтите заново :«одоле Святослав козаром и град их  Белу Вежу взя». Как видите , ничего об Итиле нет и в помине . В примечании 9  к статье В . Петрухина , неизвестно написанном им или нет , сказано :« В Ипатьевском списке ПВЛ , равно как и в НПЛ о захвате Святославом говориться : » и град их Белу Вежу взя «. В Лаврентьевском списке значится : » и град их и Белу Вежу взя «. Летописцы НЕ ЗНАЛИ о существовании козарской столицы на Волге .  В отличии от Гадло и Голдена Й . Маркварт и В.В. Бартольд считали , что Святослав не ходил на волжских болгар и Ибн Хаукаль просто перепутал их с болгарами дунайскими . ». В. Петрухин всё же считает , что под словом «град» именуется столица Козарии , основываясь на том , что уже в другой летописи , повествующей о другой балканской компании Святослава , написано : разбив греков «, поиде Святослав ко Граду , воюя и грады разбивая «( ПВЛ , с . 33 , ср . комм . На с . 611), « Град » здесь — Константинополь . Но уважаемые ученые забывают , что в названии Константинополь есть окончание « поль »- полис = Град и греки называли свою столицу просто Город — Полис . А вот Итиль — עיט עילי / Ит Или — « Орёл , беркут , волк + Всевышний » не несёт в себе слово « Град », да и был он , по всей  видимости ,  кочующей СТАВКОЙ , осенней {סטיו / став = « осень »} ставкой Рода Каганов Ашина и городом , боящимся нападения , не являлся {חרד / харад / / храд — « боящийся , страшащийся » }.

————————————————— ——————-

Итак , Саркел — это в первую очередь мощная крепость .  На тюркских языках слово « Кала »- это и есть « крепость , мощное укрепление , зАмок », который мог служить и тюрьмой .

Но тюркское « Кала » Эрдаль даже не рассматривает . Почему ?

Ниже Эрдаль пишет:         «Крепость Саркел была построена в 838 г. козарами и для козар и не была унаследована от какого-либо от какого-либо тюркского племени, которое ранее могло бы прийти на эту территорию. Поэтому название должно быть козарским, а не взятым из какого-либо другого тюркского языка».

————————————————— ——————-

Есть ли такие слова в каком — то языке ? Есть , на иврите есть слово כלא/ Кала — « арестовывал , заключал в ТЮРЬМУ ». Само слово « тюрьма »- בית — כלא / бейт — кала — « Дом арестов ». Напомню , что Тюрьма в Российской империи называлась « Арестантский дом », переделанное при советской власти в Исправительный дом (« исправдом », который скучает без меня »- слова из песни ).

В течение 1000 лет у евреев не было собственных еврейских войск { на Руси было даже особое слово для степных союзников — израэлитов — « ковуи »- от ивритского כובע / кова — « Шапка , Шлем , каска ». Это были « Черные клобуки »( черные шапки — каракалпак ), печенеги — любящие грех ,  торки — разведчики и ездецы ,  половцы — разжигающие пожары в степи , берендеи — сыны духа господа }, не было поэтому и крепостей , зато тюрьмы — были ( при  Общинах — кагалах ), поэтому слово כלא / кала потеряло смысл « Крепость , сосредоточение войск ». Но в Х веке это слово конечно имело смысл — « Крепость , укрепление ». В Крыму — Чуфут — кале = « Еврейская крепость »- от Чуфут {שופט / шофет / софет = « Судья », евреи выступали как третейские судьи , так как обладали Писаниями }, { Джухут , Джугут , Джигит — другие Крымско — Кавказское название Израэльтян . } 

Слово « Чуфут » происходит от корня [שפט] / шфот — « Суди ! »שפוט / шифут — « 1 . суждение ». 2 . процесс принятия решения судей .  שופט / шофет — « Судья »Слово Чуфут  трасформировалось на Кавказе в  « Джухут » или « джугут », Джуга , что на Кавказе переводится как « Еврей ».  Т.е. Евреи всегда славились как « Люди суда », люди божьего слова .  Они главенствовали в степях Северного Кавказа . Джуга — означает и « плеть » От этого же корня  и слово  « Джигит »- справедливый , благородный человек , всадник , подобный б — гу . Напомню , что израэлитского бога Баъла / Ваала представляли именно всадником на божественном коне ПеГаш ( с ивритского פה געש / пе Гаъш « Здесь буря »).  Небесный бог бури —  божественный всадник Баъл у семитов — это и небесный Судья .  Герб Литвы и Белоруссии , России ( Москвы ),  Грузии и Осетии , Монголии — Божественный всадник . Герб Туркмении — божественный Конь , а Великобритании — Единорог — тот же божественный Конь Пегаш ( эллинский Пегас ).

————————————————— ————

Что касается первой части слова СарКел , то Эрдаль притягивает его непременно к Белой Веже. Он доказывает, что слово «Сар»- это туркменское «Саз», воображая, что «Сар»- это «бледный». По его переводу следует , что Саркел — « Это бледные , которые люди, каким-то образом приданных { БЛЕДНОМУ лицу ? ?}, в отношении которого употреблено существительное, служащее основой». ».

—————————————————

Скажете — чушь ? И будете правы .

 

Потому , что ивритское שר / Сар — означает « Правительственный ». { Кстати , слово שר / Сар может быть прочитано , как / шар , но тогда уж нужно писать по другому -= שער כיל / шар кил = « ворота меры »}

А שר כלא / САР  КЕЛ = это « ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ , т.е. важная КРЕПОСТЬ ». И всё -о-о — о !

==================================

Эрдаль , старательно обходя иврит стороной ,  упоминает венгерское слово «сар»-« желтый ». Но это легко объяснить . Жёлтый цвет как в Китае , так и в Степи , мог носить только Правитель — שר / Сар .На пяти строчках Эрдаль  всё время повторяет — могли , возможно , возможно . Т.е. он и сам не вполне уверен в своей тюркской версии , которая разрушилась как карточный домик и в конце статьи Эрдаль прямо признаёт , что ВСЕ хазарские слова , которые он ранее произнавал за тюркские , на самом деле НЕ ТЮРКСКИЕ . Но какие — Эрдаль умалчивает . А вы это уже поняли — все эти слова — ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ !

Что касается слово «Белый , Белая », то в древности оно имело смысл — « Священный , священная »- от имени Белобога , Бэла , Баъла — בא אל / ба Эл — « Входит божья Сила »; בעל / Баъл — « Муж , Хозяин ».

Корень / באל / в арабском языке сохранился как :

באל / Баъл — « сердце , ум , внимание ; состояние ; уверенность , благоденствие »

Слово Вежа ( граница )

Вежа или Бежа , на древне — славянск . языке МОГЛО означать « башня » как на городск . стенах , так и временное полевое укрепление . Также высокий шатер .  1 .     בא שאה / ба шаа — « вошел + уничтожение »,  т.е. « Тот кто войдёт , будет уничтожен ». Отсюда  и Башня  — בא שאה נע / ба ша наъ = « Тот кто войдёт , будет уничтожен ». { Вавилонская башня будет по иному — בשנא / бэСна — « В состоянии беспричинной ненависти »}Но может быть и иной перевод — « Входишь + Крики восторга , радости + движение ». Через Башни совершали торжественные въезды в замки и города , на башнях в день радости вывешивали флаги . Вспомним дорогу процессий в Вавилоне , проходящую через башню , точной копией которой являются священные Золотые ворота в Киеве и во Владимире . ( Отсюда , кстати ,  —  נע בא שאה / наъ ва ша — « Невежа »- нарушающий границу дозволенного .)Другие объяснения слова Вежа , как « граница »:2 .    — בא שעה / ба шаа / / вэ ша = « вошел + обрати внимание » или3 .     בא השעה / ба ишъа / / вэ иша = « вошел + временно отстранять , временно останавливать ( досматривать ) »4 .    בא שא / / ва СА = « вошел + неси »

=============================

Итак Белая Вежа находилась на границе , это была пограничная крепость . Саркел не мог быть Белой Вежой , так как его название — « Царская , правительственная крепость ». Слово же « БЕЛЫЙ » применительно к названию местности очень часто применяется на Руси . Он означает « Священный , божественнный ». Белое море , на котором стоит Соловецкий монастырь , является священным , посвящённым Богу .   Кирилло — белозёрский монастырь стоит на Белом озере . Белые озёра — в основном дождевого происхождения , т.е. наполнены « спермой Бога »- дождевой водой .

( БЕЛАЯ ГВАРДИЯ неофициальное наименование военных формирований , боровшихся в годы Гражданской войны против Советской власти . Происхождение термина связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников » законного правопорядка «.)

Название географических пунктов со словом « белый » часто встречается  на географической и исторической картах — http://www.slova.info/two/?id=31&page=10http://www.referator.com/books/25/44/17

На востоке Украины : Билолуцк , Билокуракин , Балаклея , Вилоцка Балаклея , Балаклава ( в Крыму ), Билый колодец , Новая Била , Великий Бурлюк , Вильшаны , Велика Рубливка ( около Харькова )На юге Украины , около Одессы — Белгород — Днестровский .на юге России : Белгород , Большетроицкое , Большое городище , Беленихино , Большая Халань , Белая Калитва ( в Ростовской области ). Сообразуясь с изучением обстановки в Х веке особое внимание привлекают два пункта :

1 .      Белгород

2 .    Белая Калитва .

Сначала наше  внимание привлекает Белая Калитва , так как есть слово « Белая » и слово Калитва , в котором корень כלי / кали — означает « уничтожение ».  Может быть именно Белую Калитву УНИЧТОЖИЛ Святослав ? Но давайте внимательно посмотрим на это название и оказывается , что таких рек со словом « Калитва » множество и все они расположены на юге . http://www.cossackdom.com/enciclopedic/u.html

УСТЬ — БЕЛОКАЛИТВЕНСКАЯ ( дон. ) — крупная станица на . правом берегу реки Белая Калитва при ее впадении в Северский Донец . Широко развитое садоводство со множеством виноградников ; в юрте станицы богатые залежи антрацита , а у хутора Бугураева гора с мощным пластом твердого белого камня , из которого вырабатывались мельничные жернова и разного рода молотильные и трамбовочные катки .

Эта станица стоит НА ГРАНИЦЕ России и Украины , а эта граница ведь чем — то обусловлена ? Значит там могла быть старая историческая граница !

И Усть— БЕЛОКАЛИТВЕНСКАЯ стоит ниже Саркела . Но не похожа она на столицу Хазарии , и на крепость . А вот географические названия , где есть слово « Калитва »:

1 .   Калитва     Калитва   БСЭ Калитва, Белая Калитва, Большая Калитва, река в Ростовской области РСФСР , левый приток Северского Донца . Длина 308 км, площадь бассейна 10,6 тыс . км

2 . Берёт начало на южных склонах Донской гряды . Питание …

Калитва

Брокгауз и Ефрон . Калитва,

1) реки : а) К. Черная , правый приток Дона , южн . части Воронежской губернии ; длиной 130 в ., б ) К ., левый приток Сев . Донца , в Донской обл ., Донецкого окр . ; дл . 230 в . ; каменноугольные и меловые …

2 . Белая Калитва .

Белая   БСЭ Калитва, Город ( до 1958 посёлок ) в Ростовской области РСФСР .

Пристань на р . Северский Донец , при впадении р . Калитва.

Железнодорожная станция на линии Лихая — Волгоград . 30 тыс . жителей (1969 …

БЕЛАЯ   Географические названия КАЛИТВА, город в Ростовской обл ., в 168 км к СВ . от Ростова — на -Дону, на левом берегу р . Северский Донец ( при впадении в неё р . Калитва). 47 тыс . жителей (2003). Основан как казачья станица Усть -…

3 . Дон ( река в Европ . части СССР )   БСЭ Здесь в Д . впадают Тихая Сосна , Чёрная Калитва — справа ; Битюг , Хопёр , Медведица , Иловля — слева …Историческая справка . Уже в 1 — м тысячелетии до н . э . Д . являлся важным торговым путём между центральными районами современной РСФСР ( включая Поволжье ) и Приазовьем . В устье Д . в 4 или 3 вв. до н . э . возникла на месте современного Азова греческая колония Танаис. По Д . шла торговля с античными колониями в Крыму и на Таманском полуострове . В начале 1 — го тысячелетия н . э . в районе нижнего течения находился путь , по которому проходили орды гуннов и болгар ; после их ухода на Д . возникли поселения восточных славян ( антов ). В 7-9 вв. нижний и средний Д . находился под властью козар . Набеги венгров и печенегов вытеснили славянское население на верховья Д . и его притоки . С 11 в . в районе нижней Д . находились кочевья половцев , а с 13 в . он оказался под властью монголо — татар ( 3олотой Орды ) и опустел . В 14-16 вв. Д . являлся торговым путём , связывавшим Россию с генуэзскими колониями в Крыму ( в устье Д . находилась генуэзская колония Тана ). В 15 в . на Д . возникают поселения вольных людей — казаков ; в 16 в . образуется Донское казачье войско

4 . Дон   Географические названия Осн . притоки Сосна , Чёрная Калитва, Северский Донец ( правые ); Воронеж, Битюг , Хопёр , Медведица , Иловля , Сал , Зап …

5 .  Северский Донец   Географические названия Оскол , Айдар , Калитва ( левые …

6 . Воронежская область .

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ   Географические названия

Главная р . Дон ( притоки Чёрная Калитва, Воронеж, Битюг , Хопёр и др …

Воронежская область   БСЭ Важнейшие притоки Дона : справа — Ведуга , Девица , Потудань , Тихая Сосна и Чёрная Калитва, слева — Воронеж — Битюг , Осередь …

7 . Россошь .

Россошь   БСЭ Расположен на левом берегу р . Чёрная Калитва ( бассейн Дона ) при впадении в неё р . Сухая Россошь …

Слово « КАЛИТВА » относится к рекам — ивритского происхождения :כלי תבא / / кали тва — « полное уничтожение + ты побежишь »- это означает , что река полностью пересыхает летом и наполняется водой после дождей . Если же мы посмотрим на карту торговых путей , на которых и были заложены города Козар — Козар , то увидим , что важнейший путь идёт от Киева не вниз по Днепру ( внизу очень опасные днепровские пороги !) , а на точно на юг до Белгорода —Днестровского ( рядом — « новый » порт Одесса ), и на восток — на Харьков и далее до Белгорода —Северскодонецкогок бассейну Дона , по которому уже можно безопасно спуститься к морю через Саркел , Белую Калитва , Азов . По берегу Дона селили Черкасс — казаков — коронные войска для охраны наиважнейшего пути .

Ворскла ПоЛтава {פה לטבע / по льТава — « Здесь утонешь , погрузишься , утопнешь ». Подобное же название у чешской реки ВлТава = בלטבע / бльТава / / влТава — « тонущий , погружаешься ».  Интересно название реки у Полтавы — ВорСкла .

ВорСкла Обычно , это название  приписывают якобы Петру I, уронившему в Ворсклу подзорную трубу и воскликнувшему — » Ах, ты, Вор скла «. Но слово « Стекло » имеет чисто ивритское происхождение — הסתכלו / иСтъкло  — » всматривание его «.  Если учесть то , что Стекло в старину называлось СТЪКЛО , а  первые очки были наподобие ЛУПЫ с ручкой , то семантика верная . }בוער ( בואר ) שכלה  / / вор ( ваэр ) скла = « Уничтожение ( объяснение , разъяснение ) + быть разумным , сообразить  и успеть сделать »- Ворскла . Т.е. « у этой реки тебе грозит уничтожение , но если ты послушаешь объяснения и будешь разумен , то успеешь приготовиться и что — то сделать ».

ХАРЬКОВ — הרכבה/ харкава — » составление «; ХИРКИВ — » образовывать группу , соединять , ставить во главе , возвести на трон «.

1 )  Около Харькова составляли караваны к Донцу .  Караваны шитиков шли спускаясь по Днепру , затем поднимаясь по Ворскле до Полтавы — очень важной крепости , затем направляясь к Харькову , который стоит на реке Уд {ודא / / удэ — « удостоверяющий » }. Таким образом , Харьков был важной заставой или таможенным сборным пунктом для караванов , направляющихся к Дону , только по Дону и можно было добраться до Чёрного моря , ибо на Днепре купеческие суда встречали Днепровские пороги , грозившие гибелью . От Харькова путь шел к Северскому Донцу к важнейшей крепости — БЕЛгороду ! Около Харькова располагалась ставка половецких ханов — Кончака и др . Около Харькова есть водохранилище , называемое « Печенизьске », т.е. Печенежское .

Таким образом печенеги , а затем и половцы после разрушения козарского заслона оседлали важную дорогу от Киева к Дону . Поэтому — то в Поэме « Слово о полку Игореве » есть строки : «Хочу голову свою сложить либо испить шеломом из Дону«.
» Кручина , князь , разум твой полонила : ведь два сокола слетели с отчего стола золотого — добыть хотели города Тмутараканя либо испить шеломом из Дон ».

Харьков

— הרחבה/ хархава — « удобный ».

Это показывает , что именно удобная дорога к Донцу и затем к Дону через Харьков была для Киева  в XII веке  важнее , чем якобы   путь к морю по Днепру , где были непроходимые пороги .  На самом деле к морю можно спуститься напрямую только по Северскому Донцу , а затем по Дону .

Белгород . Расположен на правом берегу Северского Донца , который впадает в Дон  не в далеке от Азовского моря ! Практически рядом с Белгородом , стоящим на правом берегу Северского Донца , течёт река Ворскла , которая принадлежит уже к бассейну Днепра . Это говорит нам , что именно Белгород является ключевым пунктом , где можно перебраться из бассейна Днепра в бассейн Дона . Белгород стоит на ВЕЖЕ двух бассейнов — Днепра и Дона . 

Белый — это не цвет меловой горы , которой нет в Белгороде , а ВАЖНЫЙ , БЕЛЫЙ , божественный пунк«.

» В лето 6500 Володимир заложи град Бел : «( с. 83). С каким упорством твердят о Белгороде Киевском ! Хотя на с . 53 этого же издания Белгород , находившийся неподалеку от Киева , уже назван под 6488 ( 980 от Р.Х. )

Возможен , по — видимому , был и другой путь к Дону : по Ворскле до самых её истоков и там на восток до Северского  * ( не до Северного , а до Северского — название племени земледельцев {שבר / Шавер — « колос »} или умников סביר / савир — « понимающие , с ними можно договориться , понимающие наш язык иЪврит ») Донца , где стоит важная крепость БелГород { באל חרד / Бэл -град, בעל חרד / Баъл часрад = город  боящихся Баъла Бэла — Мардука -, Священный город ,  Хозяин , которого нужно бояться — контролирующий важный путь }.

О Белгороде на Северском Донце — см . http://www.bel.ru/projects/enterview/13/ .

Но Белгородов и Белградов было и есть множество и все они — важнейшие города . Ничего « Белого » в их спектре никогда не было . Но они все очень важны . И если князь пишет , что он заложил город Бел , это значит , что заложен очень важный город на перекрёстке путей .

По всем признакам Белгород был заложен в 980 г .,  на месте  разрушенной в 965 г ., Святославом Белой Вежи . Белая Вежа — это современный город Белгород — Северскодонецкий . Но что из этого следует ? То , что Святослав не разрушал Семендер , не разрушал Итиль , не разрушал даже Саркел , он взял Белую Вежу — современный Белгород . Но это значит , что не он разрушил Хазарию , хотя и нанёс её чувствительный удар , оседлав путь с Днепра на Дон .

Причины разрушения Хазарии мы рассмотрим в другой статье .

До свидания .

Ваш Археометр — Владимир БерШадСкий Израиль ,

Беэр — Шева

Тел. ( 972 ) -50-8486361

Е-почта: Vladimir.b @ 012.net.il

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel