Sarkel

De omnibus dubitandum

История и археология поселения Саркел-Белая Вежа

Анатолий Чалых
Краевед
Анатолий Чалых
  • +7 (918) 517-87-44
  • chalykh-ae@yandex.ru
  • skype: chalykh-ae

Валентина Флёрова. Ненашенские письмена.

МИФОЛОГИЯ

Валентина Флерова,

кандидат исторических наук

 НЕНАШЕНСКИЕ ПИСЬМЕНА

Архаический мифологический сюжет с Мировым древом.
Прорисовка с сосуда, обнаруженного в могильнике на Нижнем Дону.
Публикация С.И. Безуглова и С.А. Науменко.

Искусство скотоводческих народов, к которым принадлежали хазары, более эфемерно, чем искусство земледельцев. До наших дней сохранились в основном петроглифы и металлические украшения, а также сосуды (в основном привозные). Мы остановим свой выбор на хазарских графических изображениях. Кажется, нет такой сферы жизни, где не применялись бы графические символы: от драгоценных рукописей царской библиотеки до грубых знаков на меже поля, от тавра на конском крупе до коммерческих записей купца, наспех сделанных на черепке сосуда. Рисовали палочкой, ножом и пальцем, углем, охрой, мукой и даже медом. Рисовали на земле, стенах и дверях, на утвари и на своем теле. Громадное большинство таких изображений время стирает быстро и бесследно. То, что дошло до наших дней, сохранилось совершенно случайно.

Открытию хазарской графики способствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Оживленная добыча кирпича развернулась на одном из городищ на левом берегу Дона, отождествляемом со знаменитой крепостью Саркел. В конце прошлого века известный археолог Н.И. Веселовский пересмотрел кирпичи на складах перекупщика и сделал первые эстампажи рисунков и знаков (ученый ещё не мог идентифицировать их как хазарские). При опросе местных жителей выяснилось, что на камнях и кирпичах других крепостей тоже попадались рисунки и

«какие-то ненашенские письмена».

В начале XX века на бывшей территории каганата развернулись археологические раскопки, благодаря чему на нескольких донских крепостях

(Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская)

и на Хумаринском городище на Кубани были открыты серии изображений.

Хазарский каганат времен возведения крепостей. IX в.

  1. Саркел,
  2. Правобережное Цимлянское городище,
  3. Семикаракорское городище,
  4. Маяцкое,
  5. Маяки,
  6. Хумаринское.

Рисунок и обряд   

    В незнакомом начертании человеческий глаз всегда стремился увидеть что-то привычное: букву, стилизованный рисунок животного, человечка, какой-нибудь знакомый предмет. Смысл знаков объясняли по-разному: рисовали из этнических потребностей, просто так, на досуге; знаки ставили, чтобы пометить свою собственность, подписаться, не перепутать камни при установке. Эпиграфисты видели в начертаниях, прежде всего, письменные знаки: греческие буквы или тюркские руны. Археологи более склонны были считать их знаками, символизирующими принадлежность к родовой группе, или же сакральными символами. Как только материал был собран и систематизирован, гипотеза эпиграфистов отпала.

Маяцкое городище. Рунические тексты на блоке крепостной стены.
Раскопки С.А. Плетнёвой.

Родовая тамга в древности тоже была сакральным символом, связанным с покровителем рода. Тамги, существовавшие до современности у скотоводческих народов Кавказа и евразийских степей, уходят корнями в ранее средневековье и даже глубже. Сменялся язык и антропологический тип племени или рода, а знак продолжал бережно сохраняться. У разноплеменного населения Хазарии набор знаков оказался весьма пестрым.

Так, на Семикаракорском городище по данным знаков на кирпичах можно вычленить три монолитных рода.

Один имел знак в виде колокольчика,

другой – буквы «Е»,

третий – дуги с отростками.

На Хумаринском городище система родственных связей была более разветвленной: знаки, имевшие основу, например,

двузубец с конической чашечкой, получали дополнительные элементы, «отпятныши».

В процессе строительства рисовали преимущественно простые, пригодные для таврения скота, «тамгообразные» знаки.

Сюжетных рисунков и фигур в виде кругов, звезд, свастик, перечеркнутых квадратов, лесенок делали в это время немного.

Хазарский кирпич формовали в открытых прямоугольных рамах. Он был плоский и квадратный. На невысоком торце знаки никогда не ставили – они помещались исключительно на плоскую, постелистую сторону. После нескольких дней воздушной просушки сформованный кирпич складывали в штабель, и знаки переставали быть видными.

При укладке кирпича в стену изображения скрывались от глаз окончательно.

То же происходило и со знаками строителей на каменных блоках.

Хазарские знаки не имеют ничего общего с античными амфорными клеймами или знаками на кирпичах средневековой Руси. Последние расположены на торцах и видны и в штабеле, и в кладке.

Странно и то, что кирпичи и камни метили очень редко. При том, что основную часть продукции строителей никак не метили, постоянно попадались кирпичи и камни с двумя или тремя знаками. Первоначально их даже принимали за надписи. И совсем непонятно, почему надо было делать довольно сложные по технике исполнения рисунки, скрывая их от глаз подальше. Даже пальцем по сырой глине рисовали редко, использовали специальный инструмент, не говоря уже о каменных блоках, вырезать или выбить изображение на которых требовало изрядного труда. Не было, или почти не было, случайных начертаний: все они входили в единую систему знаков, распространенных на обширной территории Хазарского каганата.

Маяцкое городище. Сцены ритуальных поединков на блоках крепостной стены.
Раскопки С.А. Плетнёвой.

Рисунок на камне из разрушенной части стены Маяцкой крепости.

«Нарисованная сцена представляет собой фрагмент ритуальной пляски обнаженных мужчин с оружием и масками… На правой фигуре маска прикрывает лицо, она с большими ушами и огромным носом. Вероятно, причиной снятия маски было поражение второй фигуры оружием. Это правило предусматривалось ритуальной пляской. Описание плясок с оружием сохранилось в нартском эпосе, хотя там нарты танцуют одетыми»

(Плетнёва С.А. Рисунки на стенах Маяцкого городища. С.73, 74).

Хазарские рисунки можно отнести к так называемой обрядовой графике. Она, как правило, недолговечна, но достаточно известна по работам этнографов.

Вот индианка первый раз выносит новорожденного из дома и видит свастику, начертанную на земле в честь этого события.

Или женщина в горах Сванетии в день поминовения предков, обмакивая палец в разведенную водой муку. Рисует для них целую посылку, где и скот, и ларь с продуктами, и курица с цыплятами.

Или индеец навахо, вызывая дождь, сооружает насыпные рисунки в форме змеек. Обряд совершен – и рисунки уже не нужны. При необходимости их повторяют в том же виде или с некоторыми вариациями.

Не являлись ли хазарские начертания своеобразными закладными жертвами?

Число участников обряда могло быть различным: от одной семьи, ставящей свою тамгу, до нескольких родственных (дружественных) семей или родовых групп, метивших камень или кирпич сразу несколькими знаками. Если обряд носил более общий характер, например, совершался в честь царя или чтимого божества, то появлялись соответствующие символы или изображения.

Правобережное Цимлянское городище. Общий вид. 2008 г.

Вид на раскоп. Фундамент крепостной стены «повис в воздухе».

Вид раскопа. Лето 2008 г.

Археолог Флёров В.С. за работой.

Вид на фундамент крепостной стены. 2008 г.

Городище медленно, но уверенно, разрушается от деятельности штормов Цимлянского водохранилища.
Необходимо срочно проводить спасательные работы.

Высокий правый берег Дона. Ведутся раскопки разобранной в XVIII в. казаками Правобережной Цимлянской крепости. На противоположном, затопленном Цимлянским водохранилищем, левом берегу находился Саркел.

Сколько уничтожено знаков, уже не установить.

Царские знаки  

Допустима  ли гипотеза, что знак в виде двузубца заимствован Рюриковичами у своих соседей – хазар – вместе с титулом «каган»?

Двузубая или трезубая тамга являлась символом власти и в сасанидском Иране, и в Боспорском Царстве, и в Золотой Орде.

Хазария в этом отношении остается белым пятном. Предположения о том, что двузубцы, изображения которых известны на территории Хазарии, были знаками феодалов, в частности, тамгой Дулоодного из правящих родов, основаны пока лишь на интуиции ученых.

Знаки в виде двузубцев, реже трезубцев найдены на всех памятниках, где открыты даже небольшие серии изображений. Их использовали и гончары, избегавшие других тамгообразных знаков в качестве клейм. Они ограничивались разнообразными сочетаниями крестообразных фигур и окружностей.

Целые серии хазарских знаков имеют в основе двузубец или трезубец с прямоугольной, конической или дуговидной чашечкой.

Похожая система тамг существовала в Иране, где, как считают исследователи, двурогий знак, восходящий к лунарной символике и культу быка, олицетворял единение государственной и религиозной власти. Им был увенчан главный зороастрийский храм.

Царь Хазарии, каган, избирался из представителей только одного рода – Ашина. Тамгой этого рода, как свидетельствует китайский источник VIII-X веков, был ворон, изображенный в виде изогнутой линии с двумя парами черточеккрылышек по бокам. Таких тамг среди знаков на кирпичах и камнях не найдено. Впрочем, и молчание подчас красноречиво. Существовали вещи столь святые, что о них нельзя было даже говорить, а тем более рисовать. Это относилось не только к иудейскому Богу, но и к особе царя, перед которым все были обязаны падать ниц, чтобы не увидеть его лик, когда он в исключительных и строго регламентированных случаях выходили из своей блещущей золотом резиденции.

   Род Дуло правил среди основной части населения страны – болгарских племен, часть которых, не желая покориться, откочевали на Дунай. Тамга дулатов не была двузубой – в её основе лежала небольшая окружность, иногда помещенная на стержне или крестообразной фигуре. До наших дней казахские племенные союзы, ведущие свое происхождение от этого рода, сохранили такие тамги. Интересно, что некоторые начертания совмещают тамгу, аналогичную тамге Дуло, с двузубцем. При объединение или подчинении одного племени другому образование новой тамги из двух прежних встречается часто. Может быть, и здесь мы имеем дело со знаком покорности рода Дуло царской власти?

Знаки и рисунки на камнях Маяцкой крепости на Среднем Дону:

символы квадратной и круглой вселенной,

двузубцы с конической и прямоугольными чашечками,

тамга в виде дуги с отпятнышами,

рисунки оленя и коня,

знак, аналогичный тамге дулатов,

магические символы трикветр и пентаграмма.

Петроглифы на стенах  

Нанесение рисунков на возведенной стене, видимо, связано не со строительной обязанностью, а с периодически повторяющимися праздниками. Такие изображения открыты на Хумаринском и Маяцком городищах. На первом из них, как удалось установить археологам, знаки, нанесенные охрой, возобновлялись на прежних местах после повторной побелки. Стены Маяцкой крепости не нуждались в побелке: они сложены из меловых блоков. Мел мягок, и, может быть, поэтому изображения на стенах здесь не рисовали, а процарапывали. Как и древние петроглифы, они не предназначались для рассмотрения. Иногда  приходилось долго бродить вдоль стены, отыскивая открытый днем рисунок, чтобы скопировать его тонкие линии при косом свете вечернего солнца.

Маяцкое городище. Лошади, осёдланная и неосёдланная.
Граффити на каменном блоке.

Больше всего граффити найдено на стене, в которой расположены ворота крепости. Существовали излюбленные места для рисования, и некоторые изображения перекрывают одно другое, тогда как рядом часть стены пустует. Надписи ещё не прочтены, и ученые спорят, исходя из какого языка их надо читать. Большая часть рисунков – это изображения животных, в основном лошадей, есть олени и верблюд. За видовую характеристику прочих животных трудно поручиться из-за крайне примитивности рисунков: они не рассчитаны на зрителя. У многих животных подчеркнут признак пола. Рисовали также одиноких всадников. Найдены сцены битв обнажённых воинов. Встречаются широко известные сакральные символы: пентаграмма, перечеркнутые квадраты и круги, трикветры, решетки, лесенки, но часто изображали и тамги, аналогичные тем, что ставились при строительстве.

Маяцкое городище. Образец «портретной» графики на каменном блоке.

Несмотря на то, что рисунки Хазарии собирались по крупицам (их не наберется и двух сотен), уже сейчас очевидна строгая ограниченность круга их сюжетов. Они никак не связаны ни с бытовыми особенностями жизни, ни с мировыми религиями, которые в это время вели борьбу за души подданных хазарского царя. Пока святой Кирилл (Константин) рубил дуб идолопоклонства в крымских владениях Хазарии, раввины распространяли при дворе кагана еврейскую ученость, а его самого защищала мусульманская гвардия – основное население страны по-прежнему исповедовало древние культы. Из всех обрядов археологам лучше всего известен погребальный. Он оставался вполне языческим. Благодаря языческим суевериям и появились рисунки на стенах.

Мифологический мир поданных кагана  

Письменные источники крайне скупы в отношении верований разноплеменного населения каганата. Они упоминают верховного Бога Тенгрихана. Его, очевидно, и изображали в виде одинокого всадника. Ибн-Русте в X век писал, что в отличие от веры кагана и его окружения остальное население Хазарии исповедует религию, близкую вере тюрок. Такой религией, скорее всего, и был тенгризм с его почитанием Бога Неба. Круг небесный в виде кругов или вписанного в круг креста часто рисовали на стенах крепости и очень любили употреблять как гончарное клеймо, ибо он, вероятно, ассоциировался с небесным огнем, солнцем. Многие амулеты, посвященные Тенгри, имели форму круга с перекрестиями.

Строители предпочитали квадрат. Квадратная модель обитаемого мира известна скифам, осетинам и китайцам. В планировке святилищ и городов прослеживаются соответствия идеальному образцу. Так, например, Плиска, болгарская  столица, и святилище Маяцкого и Хумаринского городищ состояли из концентрических квадратов и прямоугольников в плане. На рисунках концентрических квадратов, как правило, три. Вместе с четырьмя сторонами света они одновременно обозначали и три вертикальные части вселенной: верхний, средний и нижний миры.

Семичастная вселенная представлена в сюжетной сцене, выгравированной на уникальной костяной поделке с хазарского памятника Маяки.

(ФОТО отсутствует)

Развертка гравировки на костяном изделии, найденном в районе городища Маяки на Северском  Донце.

Хранится в краеведческом музее г. Славянска.

В средневековом изобразительном искусстве, как и в героическом эпосе, сцена единоборства являлась клише.

В эпосе мы встретим и такие персонажи, как орел, конь и собаки, связанные с героем симпатической магией.

Они перешли в эпос из шаманистской мифологии.

Композиция составлена из семи сцен.

Центральные четыре, с солнечными дисками, образуют типичный народный календарный сюжет. Они соответствуют четырем сторонам света, временам года и суток. Сюжет восходит к космогоническому акту, когда в результате битвы темной и светлой сил происходит высвобождение солнца и космических вод, и из хаоса создается упорядоченный мир.

Центральная сцена (битва воина в маске и героя с птицей), а также следующая за нею посолонь группа из солнца и рыбы, которых как бы выпускает из простертой руки воин в маске, иллюстрируют эти два момента.

В третьей сцене солнце попадает в плен к хищнику, растерзавшему оленя, а в четвертой опускается в самый низ, где его проглатывает или оберегает змея.

Наступает зима или ночь. Это горизонтальный план мирового древа.

Три остальные сцены изображали победу над хтоническими силами в трёх вертикальных мирах.

Если бы священный царь, каган, запертый в своем дворце, не воздевая рук к Вечному Небу, если бы мировое древо, увенчанное солнцем, не подпирало небосвод, если бы колесо солнца прекратило свой равномерный бег, а космические воды перестали подниматься с рассветом из земных недр ввысь и орошать поля и пастбища – Хазария погибла бы.

Поэтому несмотря на наступление официального иудаизма, когда женщины вынуждены были снять серебряные амулеты, молитвы языческим богам все еще продолжали возноситься, оставляя на земле след в виде сокровенных и малопонятных для нас рисунков и знаков.

(фото отсутствует)

Кирпичи со знаками.

  1. Верхний ряд

– тамги трёх родовых групп, строивших Семикаракорскую крепость на Нижнем Дону,

и двузубец.

  1. Слева во втором ряду

— найденное на Правобережном Цимлянском городище грузило для сетей, сделанное из кирпича со знаком, обеспечивающим удачную рыбалку.

  1. Остальное – метки саркельских кирпичей:

двузубец;

двузубец, совмещенный со знаком, тождественным тамге рода Дуло;

«вавилон», древний символ квадратной вселенной;

рисунки лошади и лани;

кирпичи, меченные одновременно тамгами двух и трёх родовых групп.

- FIN -

Добавить комментарий

*

Посетите наш форум!

Свыше 320 интересных тем для обсуждения.

Еще больше статей, исторических фактов, уникальных находок.

Участвуйте в дискуссиях, мероприятиях и экспедициях.

Присоединяйтесь к нашему поисковому движению!

Поисковое движение Sarkel