Каменный крест хутора Потайновского
Город Цимлянск. От рождения (1952) и до наших дней. Фотогалерея.
Тайны Волгодонстроя (1948-1952).
История казачества
Великая отечественная война
Современность
Саркел/Белая Вежа - крепость которую мы потеряли?
Станица Цымлянская - Атлантида наших дней. Фотогалерея.
Бекреневский женский монастырь
Саркел. Возможные причины постройки крепости.
Саркел, Саркел, еще Саркел...
Феофил (византийский император) - строитель хазарской крепости Саркел (834)
Камышевское городище. Флеров В.С.
Третий Саркел? Семенов А.И.
Донские крепости Хазарии: былое и настоящее. Валерий Флёров.
Бастионы Черкасска
Хазарский проект
Уникальная Хазарская коллекция передана Историческому музею
Владимир Петрухин: "Отмстить неразумным хазарам..."
Татьяна Калинина. Страна Хазария, какой она представляется по арабо-персидским источникам.
Городище в дельте Волги. Эмма Зиливинская, Дмитрий Васильев.
Камни и надписи Боспора. Сергей Кашаев, Наталья Кашовская.
Форпост Верхний Салтов. Виктор Аксёнов.
Находки и загадки Авраама Фирковича. Артём Федорчук.
Литература о Хазарии на русском языке.
Тайны Русского каганата. Галкина Е.С. Признания царя Иосифа.
Русский каганат - забытая история Дона. Сергей Беззаконов.
Донского Войска Область, Л. Вейнберг. СПб., 1897.
Дон, река в Европейской России. Л. Вейнберг. СПб., 1897.
Плетнёва С.А. "Саркел и "Шелковый путь". 1996.
Плетнёва С.А. "Саркел и "Шелковый путь". Глава V. 1996.
Валентина Флёрова. Ненашенские письмена.
Инга СЕМЕНОВА. ХРИСТИАНСТВО ДО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ПРАВОСЛАВНУЮ И КАТОЛИЧЕСКУЮ
Раскол христианской церкви (1054)
Хазары. Реальность и мифы. Петрухин В.Я.
О ранних контактах восточнокавказских евреев и хазар. СЕМЕНОВ Игорь Годович.
Азово-Донской бассейн: пора возрождения. Ю.Домбровский, Н.Лукьянов.
ГРАМОТА РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЗАЧЬИМ ВОЙСКАМ. 1919 г.
КАЗАЧЕСТВО. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. 1928 г.
Юрий Худоногов, Игорь Худоногов. Три реки. Роль казаков в формировании российского народа.
Лазарев А.Г. Зодчество юга России.
Майков А.Н., ЕМШАН, 1874
600 лет Куликовской битвы. ГИМ.
ARKAIM. Памятники протогородской цивилизации.
ДОЛЬМЕНЫ - ровесники Египетских пирамид.
Н.И. Шишлина. Заметки о характере скотоводческого хозяйства в современной республике Калмыкия.
Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина. 1952 г.
Прокудин-Горский Сергей Михайлович - русский химик и фотограф.
Прокудин-Горский Сергей Михайлович. Светлана Гаранина.
Сизов В.И. Раскопки в двух городищах близь Цимлянской станицы на Дону.
Пирамиды степей. Журнал "Вокруг Света". Март 1983.
Каменные Могилы. П.М. Золин
"День Брахмы" на Чонгаре, Юрий Шилов, к.и.н.
Донские сюжеты Ивана Болдырева. Е.Бархатова.
Изобретения и усовершенствования сделанные ПО ФОТОГРАФИИ И.В. Болдыревым. 1883
Изобретения и усовершенствования сделанные ПО ФОТОГРАФИИ И.В. Болдыревым. 1886
Пылающая Цымла сорок второго.
Донской археолог Михаил Александрович Миллер - мой отец.
Семенов А.И. РОМАНОВСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ И ДОНСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРЕДСАЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ.
Семенов А.И. Художественный металл Романовского погребения на Дону.
Владимир Бершадский. Где была Белая Вежа?
Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие.
Протоиерей Рождество-Богородицкой церкви хутора Чекалова Александр Федорович Данилевский (1819-1896).
ИСЧЕЗНУВШИЕ ВИНОГРАДНИКИ. Потапенко А.И. ("Руcь и Хазария: в свете истории виноградарства и садоводства", 2006).
Афанасьев Г.Е. Кто же в действительности построил для хазар Левобережное Цимлянское городище?
Крепость Гонио-Апсарос (Грузия).
Болдырев Иван Васильевич. Фото станиц Дона 1875-1876 г.г.
Хронология Приильменья (страница 8).
Кузнецов В.П. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии






Татьяна Калинина. Страна Хазария, какой она представляется по арабо-персидским источникам.

Татьяна Калинина

Страна Хазария,

какой она представляется

по арабо-персидским

источникам. 

Татьяна Михайловна Калинина –

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник

Института всеобщей истории РАН.

 

     В 1834 г. русский востоковед В.В. Григорьев писал: «Необыкновенным является в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную и цветущую торговлю и постоянное войско.

   Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования».

   Этот панегирик, содержащий столь лестные характеристики хазарского народа и государства, появился не на пустом месте. Известны упоминания русских летописей о хазарах, взимающих дань с части славян. Известно, что они исповедовали иудейскую религию. Открыты документы, написанные на древнееврейском языке, о хазарах и их предыстории. Есть немногочисленные упоминания о них в византийских, армянских, грузинских источниках. Но более всего известий о хазарах содержат созданные очень далеко от восточноевропейских земель книги арабских и персидских писателей. Это обстоятельство не должно нас удивлять, достаточно вспомнить, что именно с хазарами встретились арабские войска, когда, столкнувшись с персидскими и византийскими силами, они покорили Иран и вышли в Закавказье.

   Особенность арабо-персидской литературы (многие учёные, по происхождению персы, писали по-арабски) заключается в том, что почти все авторы обязательно опирались в своих рассказах на предшественников. Использовать их сведения было и обязательно, и почётно, но ссылаться на них, по представлениям восточных писателей, было вовсе не нужно. Поэтому возможные персидские, византийские, сирийские первоисточники, использованные ими, неизвестны. Впрочем, даже когда первоисточник известен, сообщения его могут быть искажены или переделаны. В большинстве же случаев оригиналы не сохранились, не дошли до нашего времени, поэтому надо всегда помнить, что изложенный в книге материал может относиться не ко времени жизни и работы сочинителя, а восходит к гораздо более ранней эпохе или к совсем иному, чем у арабов, кругу источников.

    Для более чёткого восприятия сведения о хазарах, содержащиеся в сочинениях арабо-персидских писателей, сведены автором статьи в тематические подборки, посвящённые той или иной стороне бытия хазар.   

 Карта Каспийского моря и прилегающих земель

воспроизводится по изданию:

Miller K. Mappae Arabicae. Stuttgart, 1927. Bd. II.

Автор дал латинскую транскрипцию арабских названий.

Карта взята из Венской рукописи «Книги климатов» персидского учёного XIII в. Насир ад-Дина Туси. Однако исследователи сомневаются в принадлежности труда этому автору, полагая,

что он может быть одной из персидских переработок сочинения ал-Истахри.

Карта же, по мнению К. Миллера, вероятно, относится к XVII в.

 

 

География Хазарии.

 

   Хотя имя ал-хазар встречается в арабо-персидских средневековых сочинениях довольно часто, относится оно к весьма разным объектам. Так, ибн Хордадбех (IX в.), ал-Йакуби (IX в.) и Кудама ибн Джафар (X в.) Морем хазар именовали Чёрное море, описывая границы византийских военных округов и торговых путей близ Византии. Происхождение такого названия может объясняться существованием хазарских владений в восточном Крыму в IX в. но возможно, что оно имеет книжное происхождение, поскольку Море хазар в отношении Чёрного моря упоминалось в византийских источниках, которыми пользовались авторы.

   Название Море хазар относили и к Каспию. Тот же Ибн Хордадбех в «Книге путей и стран», а следом за ним Ибн ал-Факих (X в.) в «Книге стран» говорили, что город Дербент располагался на берегу Моря хазар, что может относиться только к Каспию. Ал-Йакуби, описывая реки Кавказа, упоминал Куру и Аракс, которые, сливаясь, впадали в Море хазар, т.е. Каспийское. Ибн Русте, передававший в «Книге дорогих ценностей» X в. сведения конца IX в., упрминал о впадении реки Итиль (т.е. Волги) в Море хазар, т.е. Каспий. Энциклопедист ал-Масуди (X в.) тоже именовал Каспий Морем хазар, описывая области вокруг этого моря. Однако он назывл морем «хазари» и Чёрное море, рассказывая о переправах через Босфор. Таким образом, в сочинениях ал-Масуди отразились обе традиции арабских географов, одни из которых, следуя греко-византийской традиции, называли Морем хазар Чёрное или Азовское, другие же, опираясь на информацию прикаспийско-поволжского региона, именовали так Каспий.

   Географы ал-Истахри и Ибн Хаукал Морем хазар считали только Каспий, что для X в. естественно, поскольку к этому времени хазары были вытеснены из кавказских и северопричерноморских земель и обосновались в низовьях Волги и на прикаспийских территориях, откуда и получали информацию эти географы. Они подробно описывали и Волгу, которая , пройдя по землям руссов, булгар и буртасов, впадала в Море хазар.

   В первой половине X в. жил и работал географ, о котором исследователям неизвестно ничего, кроме прозвища – Сухраб, которое означает «беднейший из бедных». Он остался в памяти потомков потому, что сохранился его труд, представляющий собой почти точное воспроизведение «Книги картины Земли» Мухаммада ибн Муссы ал-Хорезми (IX в.). Ал-Хорезми упомянул местечко под названием Хазар, показав его координаты в далёкой Азии, восточнее Хорезма. Неподалёку, по его данным, протекала река под названием Длинная, соответствующая координатным данным Птолемея для Сырдарьи. Ал-Хорезми не именовал эту реку Рекой хазар, отметив только, что она протекает вблизи населённого пункта под названием Ал-хазар. Однако переписывавший это произведение Сухраб счёл необходимым уточнить название главы, посвящённой описанию этой реки, следующим образом: «Знакомство с рекой Длинной, а этоРека хазар». Во всём остальном координаты совпадают с описанием ал-Хорезми.

    Город Ал-хазар оказался в среднем течении Сырдарьи, восточнее Хорезма. Эти места располагались, согласно материалам ал-Хорезми, внутри Скифии, населённой тюрками и соответствующей Внутренней Скифии Птолемея. А Абу-л-Фарадж ибн ал-Ибри (XIII в.) передал легенду о выходе из пределов Внутренней Скифии трёх братьев, один из которых назывался Хазарик и стал родоначальником народа хазар. Возможно, что местонахождение пункта Ал-хазар отражает отдалённые реалии прошлого народа, ещё не выделившегося из состава Тюркского каганата, куда он, по мнению современных исследователей, входил до VII в.

   В источниках также часто встречаются термины «страна хазар», «земля хазар», «государство хазар». Автор шеститомного труда «Родник культуры в дополнение к словарю стран» Йакут ар-Руми ал Хамави (XII-XIII вв.) писал: «Это климат с главным городом, называемым Итиль, а Хазар – имя государства». Теория семи «климатов» - широтных зон, на которые древние греки делили обитаемые земли, была широко распространена в арабской географии. Однако, пожалуй, только ал-Истахри, а вслед за ним Ибн Хаукал и Йакут считали территорию хазар отдельным «климатом». Чаще арабские географы помещали страну хазар внутри шестого «климата», среди восточных земель.  

 

 

 Карта Каспийского моря воспроизведена по изданию:

Miller K. Mappae Arabicae. Welt- und Landerkarte. Weltkarten und Nachtrage zu den Landerkarten. Stuttgart, 1931. Bd. V.

В Британском музее в 1928 г. были найдены два кодекса рукописей ал-Джайхани

под названием «Ашкал-и Алами», среди которых оказалась и карта Каспия.

Рукописи переписаны в первой половине XIX в. с древнего оригинала.

Исследователи полагают, что некогда тексты были переведены с арабского языка на персидский. Принадлежность их учёному IX – начала X в. ал-Джайхани оспаривается.

Ориентация карты северная.

На севере – хазары, слева указано устье реки Итиль (Волги).

   Перечисленные выше примеры употребления этникона ал-хазар мало дают для представления о том, где конкретно находилась Хазария и каковы её границы. Это естественно, поскольку границы Хазарии менялись на протяжении её существования.

   Восточные границы Хазарии наметить трудно, хотя хазарский царь Иосиф утверждал, что восточные границы его государства доходят до Хорезма и Джурджана (совр. Ургенч). Араб Ибн Фадлан, следовавший караваном из Багдада в волжскую Булгарию через Среднюю Азию в 921 г., не пересекал территорий, принадлежавших хазарам.

   Писатели, следующие за «Анонимной запиской о народах Восточной Европы» (X в.), указывают, что между хазарами и печенегами, которые жили в междуречье рек Урала и Эмбы, было 10 дней пути. День караванного пути у арабов был разным, в зависимости от ландшафта, и мог составлять от 30 до 40 с лишним километров. Поэтому, если даже взять самую малую величину, то получим 300 км, отделявших печенегов от хазар. Таким образом, намечается некая расплывчатая восточная граница Хазарии в конце IX в. где-то в относительной близости (300-400 км) от междуречья Урала и Эмбы.

   Другая часть страны хазар, по данным «Анонимной записки», соприкасалась с горой, где жили некие народы тулас и лугар, и гора эта тянулась до современного Тбилиси. О народах тулас и лугар ничего определённого сказать нельзя, а горы идентифицируются с Кавказом.

   Исследователи при определении границ Хазарии уделяют особое внимание анонимному персидскому автору, написавшему сочинение «Границы мира». Его автор был «кабинетным» учёным, он никогда не путешествовал. Описание Хазарского (Каспийского) моря он начинает с юго-востока, где упомянул огузов (предков туркмен) и Хорезм, на севере – снова Огузов, затем, на севере и северо-западе, - хазар, далее Азербайджан, Гилян, Дейлем и Табаристан, области, располагавшиеся на южном и юго-западном побережьях Каспия. Это описание очень напоминает рисунок Каспия на карте мира Ибн Хаукала. Однако сведения о восточноевропейских народах в книге «Границы мира» не отличаются точностью, поскольку взяты из различных и разновременных первоисточников и не могут относиться ко времени написания сочинения, т.е к 80-м годам X в.

   Ещё в VI в. город на западном берегу Каспия, нынешний Дербент, иранские владыки перестроили в мощную крепость и соорудили стену, одним концом уходившим в море, а другим – упиравшуюся в крепость на горе. Тем самым был перегорожен проход между морем и горой. Эту стену знали все восточные авторы, называя её «Ворота ворот» (Баб ал-Абваб). Ал-Масуди писал, что стена была выстроена для защиты от набегов хазар, аланов, тюрок и савиров. Из анонимной «Истории Дербента» следует, что в X в. город граничил с хазарскими владениями. Что подтверждают и более поздние арабские авторы.

    В «Книге стран» Ибн ал-Факиха указывается, что на рубеже IX-X вв. на берегу Чёрного моря существовал хазарский таможенный пункт под названием Самкерц или, по чтению в другой рукописи, Самкуш. Исследователи идентифицируют его с Таматархой византийских и Тмутараканью древнерусских источников; ныне это Тамань на кавказском берегу Керченского пролива. Возможно, византийско-хазарская граница в IX в. проходила по крымским владениям каганата.

    Таким образом, арабо-персидские источники дают нам лишь самое общее представление о географии Хазарии.

 

Этнос.

 

   Помимо названий гидронимов, топонимов, физико-географических и политических образований, термин ал-хазар, естественно, использовался и для наименования населения. «Хазар – это название вида людей», - писали ал-Истахри и Ибн Хаукал.

    Ибн ал-Факих представил мир как птицу, частицу левого крыла которой занимает народ хазар, а позади него – уже вовсе легендарные народы восточной части ойкумены. В том числе йаджудж и маджудж (библейские Гог и Магог). Аналогичные материалы встречаются у более поздних авторов X в., что говорит об общем первоисточнике этих данных. Энциклопедист X в. ал-Масуди отмечал, что хазары – это вид оседлых тюрков; ал-хазар их называют арабы, по-тюркски же этот народ зовется сабир, а по-персидски – хазаран.

   Тюркская принадлежность или близость к тюркам хазар выявляется и в целом ряде конкретных деталей, переданных арабо-персидскими учёными. Так, при описании битв хазар и арабов на Кавказе в некоторых случаях ал-Йакуби именовал хазар тюрками, не употребляя при этом этноним хазар, что встречается в других сочинениях. Этот же автор упоминал верховного правителя хазар – хакана и его наместника по имени Изид Булаш, а также одного из «царей» хазар – Рас Тархана, что даёт основание считать эти имена определённо тюркскими. Энциклопедист Абу-р-Райхан ал-Бируни (973-1048) упоминал, что глава хазар, как и владыка тюрок и тибетцев, имел титул хакан.

   По арабской генеалогии народов, восходящей к библейской, люди произошли от Адама, но разделились на расы после Великого потопа, когда у  Ноя (араб. Hyx) родились сыновья – Сим (арб. Сам), Хам и Яфет. Хаму принадлежала Африка и близлежащие земли, Симу – Аравийский полуостров, Ирак и Иран, Византия и т.д.; Яфету же достались север и восток ойкумены, граничащие с владениями Сима. Очень многие арабские писатели называли среди потомков Яфета хазар и тюрок.

    Итак, этнонимы хазар и тюрок, часто встречающиеся рядом, указывают на азиатскую прародину этих народов.

  

 

 Хорошо известная карта мира ал-Идриси.

Воспроизведена по изданию:

Cartographi in the Traditional Islamic and South Asian Societies. Ed. By J.H. Harley and David Woodward. Chicago; London, 1992. Vol. II, part 1.

Ориентация карты южная.

Внизу (на севере) показан Каспий, на побережье которого справа внизу –

здесь на северо-востоке –

указано место обитания хазар (надпись «ал-хазар»).

 

   Информация о языке хазар противоречива. Как писал ал-Истахри, язык хазар не похож ни на тюркский, ни на персидский, ни на какой-либо другой известный язык. Однако в персидском варианте его труда «Книга путей и стран», напротив, говорится о схожести хазарского и тюркского языков. Тот же автор в другом месте утверждает, что язык хазар подобен языку булгар. Востоковеды долгое время пытаются найти этнолингвистическое единство в виде финно-угорской, тюркской, чувашской, протокавказской, уйгурской основ хазарского языка, однако видимых результатов пока нет. Исследователи усматривают в языке и этносе хазар результат влияний различных народов в разное эпохи. Языковеды считают, что хазарский язык относится к обособленной группе тюркских языков, довольно сильно отличаясь от распространённых в IX-X вв. огузского, кимакского, кыпчакского. В XI в. Махмуд Кашгарский, составивший «Словарь тюркских наречий», не ввёл в него хазарскую лексику, хотя булгарская там присутствует, что свидетельствует о постепенном исчезновении к тому времени хазарского языка.

 

 

Карта мира из труда Ибн Хаукаля. Ориентация северная.

Внизу изображены:

Каспийское море, река Итиль с двумя притоками и обозначены обитающие вокруг народы.

 

 

На фрагменте карты автором статьи даны соответствующие названия на русском языке.

 

   Источники отмечают, что хазары различны по внешнему облику. Ал-Истахри писал: «Хазары не похожи на тюрок, они черноволосы, разделяются на два разряда, один называется кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдаёт в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд – белые, красивые и совершенные по внешнему виду». Персидская редакция ал-Истахри даёт несколько отличающийся вариант: «хазарские люди походят на тюрок, но они не тюрки». Разделяют хазар на белых и смуглых и другие авторы.

 

Экономика.

 

   Арабские источники сообщают, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь. Ал-Истахри и Ибн Хаукал, описывая хазарскую столицу Атиль, отмечают, что вокруг самого города не было ни деревень, ни привычной для мусульманского мира округи. Поля находились далеко, примерно в 20 фарсахах (фарсах около 6 км) от города. Жители весной уходили на сельскохозяйственные работы. Еврейско-хазарская переписка называла временем их начала месяц нисан, который соответствует приблизительно апрелю; по словам того же источника, «каждый из родов имел определённое владение». В этих владениях жители столицы пребывали всё  лето; осенью, сняв урожай, они возвращались в Итиль, перевозя зерно на повозках или на судах по реке. Рис, пшеница и рыба были преимущественной пищей хазар. Абу Хамид ал-Гарнати, который в XII в. долго жил в Нижнем Поволжье, красочно описывал рыболовство в волжских рукавах. «Всякое судно, - писал он, - ставит сети в устье, и хотя бы судов было до сотни, всё равно все они будут полны различной рыбой из одного протока реки». Из рыбы готовили кушанье «вкуснее мяса жирного ягнёнка и мяса курицы», рыбу вялили и ели с хлебом, «не надо её ни парить, ни варить». Хотя эти сведения относятся ко времени, когда Хазария уже не существовала, вряд ли традиционные способы ведения хозяйства изменились. Рыба не только употреблялась в пищу – рыбий жир употреблялся в светильниках, а рыбий клей был одной из главных статей хазарского экспорта.

   Зимой в Хазарии было снежно и холодно, а летом цвели виноградники и сады. Так, в Семендере, находившемся в северной части современного Дагестана, было, по словам Ибн Хаукала, 4 или 40 тысяч виноградных лоз. По другим данным, в Нижнем Поволжье выращивали очень сладкие арбузы, сохранявшиеся в течение всей зимы.

   Автор «Пределов мира» сообщает о разведении хазарами овец и крупного рогатого скота.

   Хазария поставляла на экспорт крупный рогатый скот, овец и рабовхазар-идолопоклонников и их детей (мусульман, иудеев и христиан обращать в рабство не позволялось). Видимо, через Хазарию шли мёд, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и меха. Эти товары, как и рабы, пользовались огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большие доходы в виде пошлин.

   Транзитная торговля играла важную роль в экономике Хазарского государства. Один  из самых важных торговых путей пролегал по Каспию, вдоль его западного берега, к устью Волги, затем вверх по этой реке, мимо страны буртасов до Булгара Волжского, где, вероятно, с IX в. существовала торговая фактория. Другой продолжительный торговый маршрут начинался в отдалённых частях страны восточных славян и проходил, вероятно, по Днепру в Чёрное море, затем через византийские владения в Крыму и хазарскую заставу Самкерц, т.е. Тмутаракань. Поднявшись по Славянской реке (Дону), купцы через Переволоку добирались до Волги и мимо хазарской столицы выходили в Каспийское море. Далее их маршрут следования мог быть, согласно различным источникам, в Джурджан (Гирканию) на юго-западном побережье Каспия, а оттуда либо в Багдад, либо в крупный торговый центр Рей неподалёку от южного берега Каспия. Оба пути в VII – первой половине X в. контролировались хазарами.

   Истахри и Ибн Хаукал сохранили в своих сочинениях описание доходов хазарского царя-хакана: «налоги всякого рода на население кварталов и округов на то, в чём хакан имеет нужду из еды, питья и прочего».

    

 Города.

 

   О городах Хазарии известно немногое.

   Хамлидж отмечен как конечный пункт торгового пути морем в Гирканию; при хорошем ветре туда можно было доплыть за восемь дней. Располагался Хамлидж на берегу реки, текущей из страны славян и впадающей в Каспийское море, т.е. в низовьях Волги; некогда он был столицей хазар.

 

   Баланджар располагался, по данным источников, к северу от Дербента и был, по утверждению ал-Масуди, древней столицей Хазарии. Точное его местонахождение неизвестно, но многие арабские писатели упоминали этот город в связи с арабо-хазарскими войнами VII – первой половины VIII в.

   Самандар  тоже упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами. Ал-Истахри и Ибн Хаукал описывают Самандар как второй город Хазарии, где правит властитель, находящийся в родстве с царём хазар, там было много мечетей и деревянных построек. Между Самандаром и Дербентом тянулись плантации виноградников, принадлежащих жителям Самандара. Ал-Мукаддаси пишет, что Самандар – большой город, расположенный на берегу «озера», т.е. Каспия, между Хазарской рекой, т.е. Волгой, и Дербентом, с огромными садами и виноградниками. Йакут утверждает, что город располагался за Дербентом, в восьми днях пути от этого города, был столицей хазар до перенесения центра в Атиль. По данным Ибн Хаукала, Самандар был разрушен руссами в 968/969 гг.

   Современные исследователи отождествляют Самандар с районом Махачкалы или с Тарки, либо располагают его на Тереке. Есть и другие версии, но в целом вопрос остаётся спорным.

 

 

Начальные страницы книги ал-Истахри, изданной Й. Мёллером.

 

   Атиль, или Итиль, - последняя столица хазар в устье Волги. По информации ал-Истархи, город состоял из двух частей. В одной, расположенной к западу от реки Итиль, находилась резиденция царя. Ибн Хаукал получил оригинальные сведения во время своего путешествия в Прикаспий в конце 60-х годов X в. Он поясняет, что западная часть города называется Хазаран, а восточная – Атиль. Хазаран – персидская форма множественного числа от слова «хазар». Жилища  в восточной части города представляют собой шатры из войлока, глины или дерева, тогда как в западной части дворец царя сложен из обожжённого кирпича.

   Согласно другим сведениям, Атиль делился не на две, а на три части. Сам город был расположен по обеим сторонам реки, а резиденция царя была на острове, который был соединён с одним из берегов мостом; один из авторов отметил, что мост был образован из лодок. В городе была соборная мечеть с минаретом, «который возвышался над царским замком», и другие мечети со школами.

   Атиль, как и Самандар, был разрушен руссами в 968/969 гг. и, по-видимому, не был восстановлен.

    Ал-Байда. Город этот многие исследователи идентифицировали с Итилем, точнее, с его «белой» частью, поскольку ал-байда по-арабски – «белый», или с городом Самандаром, поскольку в среднеперсидском языке для этого слова есть значение «белый город». Но есть и другая точка зрения, согласно которой ал-Байда совпадала с Самандаром.

   Самкерц (Самкуш) – это Тмутаракань. Название «Самк.рц» встречается в пространной редакции письма царя Иосифа. Ибн ал-Факих упоминал город Самкуш еврейский («ал-йахуда»), где купцы уплачивали пошлину хазарскому чиновнику. 

   О других городах Хазарии сведения скудны и единичны.

 

 

Карта Каспийского моря воспроизводится по так называемой «готской рукописи» труда ал-Истахри, изданной Й. Мёллером в 1839 г.

(ал-Истахри, Абу-Исхак ал-Фариси. Китаб ал-акалим. Гота, 1839. РГБ: ЗВ 9-11/236).

Текст труден для восприятия, поскольку в нём отсутствуют диакритические знаки.

На карте они частично имеются, но и без них известные названия легко угадываются.

Цифры присвоены издателем:

(1) - «Изображение моря Хазар», т.е. Каспийского. Ориентация карты северная, точнее – северо-восточная: (2) – «восток», (6) – «север», (24) – «запад», (25) – «юг».

На северном и северо-западном побережье показаны:

(4) – «страна гузов»,

(8) – «страна хазар», далее изображено устье Волги, близ которого с двух сторон под номерами (9) и (10) указана столица Хазарии Итиль. Названия реки нет, но ал-Истахри писал, что река и столица одноимённы.

Далее к западу есть надписи:

(11) – «аланы»,

(12) – «земля ас-Сарир» (в реальности это часть Северного Дагестана),

(13) – «Самандар» (город нарисован примыкающим к Каспию),

(14) – «Баб ал-Абваб» («Ворота ворот» - Дербент),

(15) – «ар-Ран» (Кавказская Албания),

(16) – «Ширван»,

(17) – «гора ал-Кабк», т.е. Кавказ;

далее поименованы некоторые территории Кавказа. Внутри моря указаны два острова.

(7) – «Сийах-Кух», который исследователи идентифицируют с полуостровом Мангышлак.

Номер (8) – «остров ал-Баб», т.е. остров Дербента, вероятно, в реальности – тоже полуостров близ Дербента.

 

 Государственное устройство.

 

   Арабо-персидские писатели называют верховного правителя хазар титулом малик, т.е. «владыка», «царь». У хазар имелось два малика: «великий царь» - хакан и шад. Другие источники называют второго царя не шадом, а беком. Упоминаются и правители более низких рангов: джавшигар, тархан, тудун, эльтебер. Исследователи пришли к выводу, что большинство титулов властителей хазар тюркского происхождения, но определить, к какой именно части тюркского мира они принадлежали, невозможно.

   Ибн Русте и Гардизи сообщают, что в руках шада сосредоточена власть, он командует войском, собирает подати, а хакан, хотя и считается высшим, на деле лишь сохраняет титул. Ибн Фадлан сообщает, что хакан показывается народу один раз в четыре месяца, его окружают четыре тысячи мужей и править ему можно не более сорока лет. У него есть заместитель, именуемый хакан-бех. Он командует войском, управляет делами государства, и «ему подчиняются цари, находящиеся с ним по соседству».

   В сочинениях ал-Истахри и Ибн Хаукала рассказывается о процедуре избрания хакана, которая схожа с тюрским обычаем. Кандидата сначала душат шёлковым шнуром, а когда он начинает задыхаться, спрашивают, сколько лет желает царствовать. Если он умирает раньше срока, это считается нормальным, если же по достижении указанной им даты умирать не собирается, то его убивают. Власть у хакана номинальная, но ему воздают божественные почести и в случае какой-либо угрозы городу выводят к народу как символ традиции. Похороны хакана выглядят весьма торжественно.

   Дополняет эти сведения ал-Масуди: хакан не обладает реальной властью и содержится в царском дворце, но происходит из определённого знатного рода и является традиционным символом власти.

   Вероятно, поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в.привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, позднее приняв титул бака (бека) и лишив хакана всякой реальной власти и влияния.

  Титульный лист изданного в Каире в 1938 г. труда «Ахбар аз-Заман» (РГБ: 3В 9-10/76).

Сочинение под таким названием принадлежало знаменитому энциклопедисту X в. ал-Масуди,

но позднее исследователи пришли к заключению,

что именно это сохранившееся произведение написано не ал-Масуди, а кем-то другим.

Вопрос остаётся открытым. 

Военное дело.

 

   В ранний период хазарского государства его войско состояло из ополчения собственно хазар и подчинённых народов и племён.

   По словам Ибн Русте, царь-заместитель – иша возложил обязанность на людей сильных и богатых поставлять всадников соразмерно их имуществу и возможностям прокорма. Иша выходил на войну со своими воинами, выступавшими в полном вооружении, со знамёнами, копьями, в крепкой броне.

   Впереди войска на значительном расстоянии ехал сам царь, перед которым всадник или всадники везли бубен (или диск). Добычу собирали в лагере, и царь выбирал себе, что ему любо, а остальную добычу воины делили между собой. Хазарское войско имело знамёна, копья, крепкие панцири и добрые кольчуги. Когда хазары уходили в поход, они оставляли часть войска дома для охраны семей и обоза. Командующий приказывал солдатам, чтобы каждый взял кол с заострённым концом и три верёвки. Во время привала колья втыкали в землю, на них вешали щиты, так что менее чем за час устраивалась вокруг лагеря защита.

   Всякого, кто во время похода обращался в бегство, казнили, если же бежал предводитель с заместителем, то все его домочадцы продавались в рабство, а сам он подвергался мучительной казни. Если же передовой отряд бежал с поля сражения, то убивали всех беглецов, их детей и домашних.

 

 Религия.

   Арабские авторы писали, что среди хазар были язычники, мусульмане, христиане и иудеи. В столице Атиле они жили в отдельных кварталах, имели своих судей. Ал-Истахри и Ибн Хаукал сообщают, что там было семь судей: два для мусульман, судивших по шариату; два для тех хазар, кто принял иудаизм, и евреев – они судили в соответствии с Торой; два для христиан, они вели суд по Евангелию; один для язычников (славян, руссов и других идолопоклонников), судивший согласно обычаям. Между этими судьями и царём имелся посредник, который передавал решения судей царю и после его одобрения они приводились в исполнение. В Итиле и Семендере были места для религиозных служб: мечети, синагоги и церкви.

   Принятие ислама хазарским хаканом в разных сочинениях всегда связывается с военными поражениями хазар от мусульман. Были мусульмане и среди хазарской знати, что засвидетельствовал ал-Истахри, рассказав о том, что он видел на рынке юношу из рода хакана, который был мусульманином. По-видимому, в VIII в. широкого распространения ислама среди хазар ещё не было, а началось оно во времена Аббасидов, охватив население Северного Кавказа, Прикаспийских степей и Поволжья.

   В качестве государственной религии Хазарии арабо-персидские источники зафиксировали иудаизм. Согласно сообщению Ибн Русте, в Хазарии исповедовали иудаизм «высший глава», т.е. хакан, кроме него – его заместитель шад, а также вожди и знать, остальной же народ придерживался веры, похожей на религию тюрок.

   Иудейская религия не была для хазар чем-то экзотическим. В IX в. именно еврейские купцы держали в своих руках транзитную торговлю между Европой и Азией. Как писал Ибн Хордадбех, это были предприимчивые торговцы, говорившие на разных языках – арабском, персидском, греческом, «франкском», испано-романском, славянском. Один из их оживлённых торговых путей пролегал через Чехию, Венгрию, Русь и Поволжье в пределы Хазарского каганата. Естественно, что вблизи его возникали  еврейские колонии. Они появлялись также и вследствие периодических гонений на еврейские общины в Византийской империи. Евреи переселялись в Хазарию, о чём поведали византийские историки Феофан и Кедрин. Найдя там людей разумных, но заблудших в вере, евреи обратили хазар в иудаизм.

   Хотя обращение в иудаизм могло совершаться только в том случае, если неофит имел предком еврея, в хазарской среде, видимо, допускались факты обращения иноплеменников. Эта религия, как представляется, не могла объединить разноплеменное население, скорее наоборот, она разъединяла его. Тем не менее правящие верхи Хазарии ввели иудаизм. По данным ал-Масуди, это совершилось во время правления арабского халифа Харуна  ар-Рашида (786-809 гг.). Ал-Бакри рассказывал, что царь хазар сначала был язычником, а затем принял христианство, после этого он устроил диспут между представителями разных вер, и иудейская религия привлекла его более всего. Источником этого рассказа некоторые исследователи считают сведения из несохранившихся книг ал-Масуди, однако возможно, что ал-Бакри был знаком с хазарской традицией, также повествующей о религиозном диспуте.

   Эта религия, однако, так и не стала общенародной. В силу ли её родовой ограниченности или в силу полиэтничности самого Хазарского государства, но источники подчёркивают существование разных религий среди хазар, даже указывают, что последователей иудейской веры было меньше всего, а больше всего в Хазарии мусульман и христиан. Иудаизм исповедовали царь, хакан, окружение царя и его род.

   Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, всё больше отдалялись от своих подданных. Усиление же в X в. влияния выходцев из Хорезмамусульманской гвардии ставило царей в ещё более сложное положение. В итоге центральная власть всё больше теряла свою силу и влияние, что в конечном итоге и привело Хазарию к падению в 60-х годах X в.

 

 Титульный лист первого издания «Таквим ал-булдан» Абу-л-Фида,

осуществлённого Ж.Т. Рено и У. де Слэном.

Париж, 1840 г. РГБ: 3В 9-7/69.

 

 

 

Письменность.

 

   Известный учёный ан-Надим (конец X в.) отмечал, что хазары использовали еврейское письмо. Персидский писатель Фахр ад-дин Мабарак-шах (нач. VIII в.) писал, что у хазар-иудеев была письменность, происходившая от руссов и жившего рядом народа рум и рус. Исследователи на основании этих данных предполагали использование хазарами греческого алфавита и связывали это обстоятельство с деятельностью славянского просветителя Кирилла-Константина. В «Житии Кирилла» отмечено, что Кирилл в Крыму видел Евангелие и Псалтырь, написанное «русскими письменами». Впрочем, вопрос об этих «письменах» неоднозначен: некоторые учёные склоняются к тому, что если и были «письмена», то скорее всего сирийские. 

 

Войны и конец Хазарии.

 

   О войнах с хазарами повествует целый ряд арабских историков. Излагаемые ими сведения порой легендарны, порой недостоверны, но правдоподобны. «В основу правдоподобных, но исторически недостоверных сообщений вводились фрагменты сведений о реальных событиях, - пишет востоковед Н.Г. Гараева, - но происходивших в другое время, имена реальных людей, но живших позднее, чем происходили описываемые события. В таких сообщениях особенно сильно вводят в заблуждение наиболее интересные для исследователей упоминания топонимов и гидронимов: обычно легко узнаваемые и важные для локализации событий, они, являясь, на первый взгляд, своеобразным доказательством достоверности сообщения, фактически также оказываются «литературным клише», включённым в искусно составленное, но исторически недостоверное сообщение. Доказать недостоверность такого сообщения наиболее сложно и возможно только исходя из общего контекста всей группы сведений».

   Несмотря на подобные сложности, общая канва арабо-хазарских столкновений такова. В 20-х годах VII в. хазары были союзниками Византии  в Закавказье; здесь находились иранские наместники, когда сюда вторглись арабы. В 40-50-х годах шли битвы за Дербент. В 80-х годах VII в. хазары подчинили себе большую часть Закавказья, но арабы в результате нескольких походов начала VII в. отбили завоёванные территории и взяли Дербент. Во втором десятилетии VIII в. хазары снова овладели территориями Азербайджана и части Армении. Известный арабский полководец Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками в 20-х годах совершил несколько походов на хазар, имевших переменный успех. В 730 г. он дошёл до столицы хазар Баланджара (по другим источникам – до ал-Байды), но взять город не смог, а в следующем сражении был убит. В отместку, назначенный вместо ал-Джарраха военачальник разгромил хазар. Хакан запросил мира, обещая принять ислам. Асам ибн Ал-Куфи красочно рассказывал, как правитель хазар и с ним «множество людей из числа его родных и соплеменников» приняли ислам. О принятии ислама хаканом упоминают и другие источники, однако исследователи высказывают сомнения в достоверности этих данных. Скорее всего, это – выдумка Асама ибн ал-Куфи, желавшего возвеличить деяния арабов.

   В 50-х годах VIII в. отношения между арабами и хазарами стали вполне мирными, хакан даже выдал свою дочь Хатун за арабского наместника в Восточном Закавказье Йазида ас-Сулами. У них родилось двое сыновей, после чего Хатун неожиданно умерла. Хазары обвинили в этом Йазида и его окружение и в 763-764 гг. разорили территории, находившиеся под владычеством наместника халифата. Однако через несколько лет арабы окончательно вытеснили хазар с Кавказа. Последний хазарский набег на Закавказье  датируется 800-м годом.

   В начале X в. через хазарские территории в Нижнем Поволжье, с согласия хазарского хакана, прошли русы, намеревавшиеся грабить богатые районы Прикаспия. Обратный путь оказался для них губителен: хорезмийские воины, жившие в Итиле, перебили возвращавшихся с добычей руссов.

   О разгроме цветущих хазарских городов Итиля, Семендера и Баланджара рассказал Ибн Хаукал, датировав это событие 354-м годом хиджры, соответствующим 968-69 гг. «Повесть временных лет» относит поход на Хазарию древнерусского князя Святослава Игоревича к 965 г. В результате похода Хазария была окончательно разгромлена. Мощное государство перестало существовать, раздробившись на небольшие владения в Нижнем Поволжье и Северном Кавказе, возможно, под покровительством правителей Хорезма и владетелей Ширвана. Ещё раз хазары упомянуты в «Истории Дербента» в 1064 г., когда они бежали из своей страны куда-то на Северный Кавказ.

   Позднейшие арабо-персидские источники лишь пересказывают известия предшествующих географов и историков о хазарах. Упоминания о хазарах встречаются и в поэтических произведениях. Например, Низами Гянджеви называет их среди народов, противостоящих войскам Зу-л-Карнайна, воплощающего собой в восточной литературе поэтический образ Александра Македонского. Последний раз хазары были упомянуты в XIII в. среди народов, покорённых Батыем («Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука»).

 

 

В оформлении статьи использованы прорисовки изображений на предметах,

обнаруженных археологами в ходе раскопок.

Из книг:

Плетнёва С.А. Очерки хазарской археологии. Москва - Иерусалим, 1999;

Флёрова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Москва - Иерусалим, 2001.

 - FIN -

 

 
   

Дизайн: Никита Шубин
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler singles sites
счетчик посещений