Самая разнузданная статуя Древней Греции.

Модератор: Анатолий

Самая разнузданная статуя Древней Греции.

Сообщение Анатолий » 09 янв 2019, 15:18

Самая разнузданная статуя Древней Греции.

https://zen.yandex.ru/media/shakko/sama ... ?from=feed

*****************************
Шакко: об искусстве

https://zen.yandex.ru/shakko
Блог шкодливого историка искусства Софьи Багдасаровой
(shakko-kitsune).
Здесь много весьма черного юмора, картинок про телесный низ и неожиданных трактовок известных и неизвестных произведений мирового искусства.

*****************************

Мраморный сатир, который уже много веков смущает зрителей.

01.
01=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
01=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (623.41 КБ) Просмотров: 22

Фото: (сс) Wikimedia Commons
Скульптура под названием «Фавн Барберини»
(или «Пьяный сатир»)
была, видимо, создана около 200 года до н.э., в эпоху эллинизма, и в настоящее она время хранится в Мюнхенской глиптотеке.
Современного зрителя она потрясает позой, в которой раскинулся изображенный полубог.
Давайте поговорим об этом произведении искусства поподробней.

02.
02=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
02=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (665.62 КБ) Просмотров: 22

Самый популярный ракурс.

Итальянскую "фамилию" Барберини скульптура приобрела в XVII веке после РХ,
когда ее выкопали из римского культурного слоя и приватизировали в личную коллекцию тогдашнего папы римского Урбана VIII Барберини.
В его семье и одноименном палаццо она хранилась до XIX века, так что прозвание прилипло навечно.

03.
03=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
03=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (510.95 КБ) Просмотров: 22

Семья Барберини в искусстве толк знала. Сегодня в их палаццо разместился государственный музей
(Национальная галерея старинного искусства).
Правда, Фавна они успели продать в Германию уже лет двести назад.

Выбранная скульптором тема произведения — пьяный сатир, для той эпохи была совершенно нормальной.
Античные скульпторы обожали изображать спутников бога виноделия Диониса (Вакха) — всяких вакханок, менад, фавнов, сатиров, силенов.
Их гульба и распутство привлекали заказчиков и имели двойной эффект: с одной стороны — возбуждение, некое бурление в крови от ничем неприкрытых телесных красот.

С другой стороны — назидание от того, что все вот так вывалено на потеху.
Мол, если будешь таким же дурнем, так же напьешься — то будешь таким же смешным, позорно валяющимся.
(В античной эстетике демонстрация органов была уделом низших существ; а олимпийские боги и интеллектуалы все либо прятали, либо показывали очень маленькое, сморщившееся).

О том, что в этой скульптуре прославляется отнюдь не идеальная красота, легко догадаться, вглядевшись в грубые "мужицкие" черты лица Фавна, отнюдь не напоминающие аполлоновский "греческий нос".

04.
04=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
04=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (662.47 КБ) Просмотров: 22

Возможно, раньше у Фавна были рожки, подверждающие его демоническую сущность, но сейчас они обломаны и на фоне волос не различимы.
Копыт у этого подвида фавновых, очевидно, не водилось.

Остроконечных "эльфийских" ушек под волосами не видно.
Зато есть хвост!

05.
05=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
05=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (284.51 КБ) Просмотров: 22

А еще, если вглядеться, то он спит не на голой колоде (или скале), а на какой-то шкуре.
Это тоже атрибут пастухов, фавнов, спутников Диониса.

06.
06=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
06=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (516.24 КБ) Просмотров: 22

Хвосты у сатиров торчали вот так, как на этой вазе.
Заметьте, кое что другое тоже торчит, для того, чтобы создать комический эффект, как понимали его в античности.
Важнее всего в этом произведении поза Фавна.
Она максимально расслаблена, он полностью открыт взгляду зрителя, не скрывая и не защищая ничего, даже самое ценное в организме.

07.
07=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
07=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (181.82 КБ) Просмотров: 22

Источник 3D-реконструкции: https://zbrushfun.wordpress.com/tag/barberini/

Все это сделано очень легко, изящно, свободно. Ничуть не удивительно: скульптура, как было сказано выше, принадлежит к эпохе эллинизма, когда древние греки, чья цивилизация находилась уже на излете, вступили в свой Серебряный век, и умели декадентствовать особенно стильно.
(А потребительски любоваться именно мужской красотой они умели всегда, с самого начала своего искусства).

Более того, ученые предполагают, что Фавн выполнен в той же пергамской школе скульптуры, где был изваян знаменитый "Лаокоон". Действительно, что-то общее в подходе есть, не правда ли?
Но какие разные эмоции вкладывает скульптор: у одного томление и сладкая дрема, расслабленность, у другого — борьба со смертью.

08.
08=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
08=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (332.91 КБ) Просмотров: 22

Есть еще нюанс: нам никогда не узнать, как скульптура выглядела в оригинале, быть может — намного более пристойно.
Дело в том, что около 200 г. до н.э. был создан оригинал.
А то, что мы видим сегодня, как предполагают некоторые ученые — это не он, а копия, выполненная в римское время, во 2 веке н.э. для римского императора Адриана, который в прямом смысле придерживался идеалов античной дружбы со своим любимчиком Антиноем.

И поэтому собирал скульптуры подобного настроя
(сегодня жить легче, такие картинки можно просто в папку на рабочем столе сохранять; тогда же приходилось заказывать в мраморе...).

Так вот, есть версия, что для подобного заинтересованного заказчика копиисты могли кое-что чутка утрировать.
Более того, когда скульптуру откопали в Риме в новое время, она была сильно покоцана: не хватало правой ноги, частей обеих рук и кое-где фрагментов головы. Восстанавливали ее, наращивая согласно своей фантазии, недостающие части, лучшие скульпторы эпохи барокко. Была даже версия, что среди них был даже великий Бернини.
То есть фантазия и любовь к телесности была огого какая мощная.

09.
09=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
09=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (588.59 КБ) Просмотров: 22

Фрагмент скульптуры Бернини "Похищение Прозерпины".

Так что сегодня мы видим Фавна уже после работы реставраторов-фантазеров 17 века.
И возможно, они тоже что-то слегка утрировали, чтобы привлечь публику.

10.
10=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
10=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (430.28 КБ) Просмотров: 22

Впрочем, если вы вглядитесь, то заметите, что левой руки у скульптуры сегодня все-таки нет.
Потому что новейшие, современные музейщики решили, что эту добавку мастеров барокко можно все-таки ликвидировать, без потери художественной ценности.

На этом слепке, который был сделан в конце 19 века для нашего Пушкинского музея, еще присутствует та самая рука, которую потом уберут. Можно разглядеть и шкуру, которая в оригинале выглядит гораздо хуже.

Очень трогательно, что делать слепок того, что у Фавна ниже пояса наш профессор Цветаев для русской публики все-таки не решился.

11.
11=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
11=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (430.78 КБ) Просмотров: 22

Впрочем, увидеть в России его в целиковом виде вполне возможно: в 18 веке, когда народ не был таким викториански чопорным,
копию Фавна Барберини в полный рост заказали для украшения нашего Большого каскада в Петергофе.

12.
12=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
12=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (563.72 КБ) Просмотров: 22


Статую откопали в 17 веке, в эпоху барокко, и в этом ей очень повезло:
она поразила буйных людей того времени и оказала большое влияние на произведения мастеров той эпохи.

Случись это в Высокое Возрождение, когда предпочитали идеально прекрасную классику,
к ней бы отнеслись намного хуже, например, сослали бы ее в какое-нибудь закрытое хранилище
для произведений античного искусства на всякие скользкие темы.

13.
13=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png
13=Самая_разнузданная_статуя_Древней_Греции_01.png (502.4 КБ) Просмотров: 22

Leo Caillard. "The Barberini Faun" in Caillard's "Hipster in Stone" collection.

Покупайте мою книгу «Омерзительное искусство» — вообще жесть, там про каннибалов и мужеубийц в живописи. Озон

Смотрите также публикации по темам
ДРЕВНИЙ МИРКУЛЬТУРА


Шакко: об искусстве
Аватара пользователя
Анатолий
 
Сообщения: 3045
Зарегистрирован: 02 ноя 2009, 02:13
Откуда: Волгодонск город, Ростовской области, Россия.

Вернуться в Мероприятия, экспедиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1