
- Гуменюк Александр Петрович_01.jpg (20.24 КБ) Просмотров: 4635
ДАНЛОП Д.М. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХАЗАРГЛАВА 1 ПОЯВЛЕНИЕ ХАЗАР(выдержки из перевода - продолжение)1.9. Есть один-два факта в пользу ранней версии, до конца не выясненной. Если хазары не имеют отношения к акацирам и появились прежде как ветвь западных тюрок в конце VI века, то, почему, мы находим упоминание о них в сирийской компиляции 569 года Захария Ритора (Zacharias Rhetor)? Форма «kasar», «kasir» в общем списке народностей Кавказа, со всей очевидностью имеет отношение к нашим хазарам. Причем с достаточной достоверностью существования столетием раньше. Мы имеем также свидетельство т.н. географа из Равенны (VII в.) в том, что агациры, акациры по Иордану и есть хазары.
2.0. Как бы там ни было, мы теперь склонны считать хазар гуннами. Более живо обсуждается вопрос об их подчиненности последним в период до 448 года (н.э.), о чем говорит Приск (Priskus). Причем в этом мы должны считаться с мнением Zeki Validi, взгляды которого формировались исключительно на восточных (документальных) источниках независимо от соображений, которые выдвигаются в ходе дискуссии. Он (Валиди) полагает, что ему удалось найти следы, касающиеся одной и той же праистории тюрок в источниках не только мусульманских, но и китайских, вплоть до династии Вей (366-558 г.г.). В истории хазары играют лидирующую роль, и даже претендуют на автохтонность в своей стране. Zeki Validi приводит нам историю Кардизи. Согласно которой некий предок киргизов, совершив убийство византийского офицера бежал ко двору кагана и в дальнейшем подался еще дальше на восток, и уже там нашел себе пристанище где-то на Енисее. Но, поскольку по некоторым сведениям киргизы жили в ранние времена в Восточной Европе, потом перед самым началом христианской эры пребывали к югу от Урала, Zeki Validi склонен был датировать соответствие описываемому событию, не желая в то же время признавать в связи с этим анахронизмом - само упоминание о хазарах. Примечательна сама тенденциозность в придании хазарам античного ореола, чему мы не находим подтверждения ни в основных источниках мусульман, к которым относит нас Zeki Validi, уже более позднего периода, по Гардизи 1050 г., а анонимная история «Mujmal al-Tawsrikh w-a-Qişaş» и того позже (хотя без всякого сомнения возвращающая нас в VIII век к ибн-ал-Мугаффа, а через него к доисламским персидским источникам), ни в упоминаниях китайских источников. Но точка зрения в соответствии, с которой хазары существовали прежде гуннов, получает некоторые подтверждения в другой четверти.
2.1. Армянская история под именем Моисея Хоренского (Moses of Chorene) (V в.) содержит упоминание о хазарах в течение 20-летнего периода – с 197 по 217 г.г. Согласно ему, народы севера кациры и базилы (khazirs and basilians) заключили соглашение о прорыве через перевал Хор (Khor), расположенного на самом востоке кавказских гор, под предводительством их военачальника и короля Венасепа Сурхапа (Venacep Surhap). Перейдя реку Куру союзники встретились с предводителем огромной армии армян Валаршем (Valarsh), после чего в смятении вернулись обратно в свои северные пределы. Несколько позже, уже на своей собственной территории они потерпели новое поражение от армян. Но сам Валарш был убит в этом сражении. Его сын, новый армянский царь, вновь вторгся в пределы северных народов, избил их и полностью подчинил себе и кациров и базилов. Один из ста был взят в заложники, а памятник из греческих записей свидетельствует, что эти народы находились под юрисдикцией Византии.
(стр.8,9)
ОБРЕТЕНИЕ РАВНОВЕСИЯДревний тюрк, не особо мудрствуя, говорит:
*880.240. Разница между людьми и скотом заключается в том, что они едят то, что соответствует их природе; Конечно, речь идет о домашних животных (скот). Но, если иметь в виду вообще животный мир и отдельно – человека (homo sapiens), мы склонны наговорить здесь более чем достаточно. Начиная от человека – «венца природы», и заканчивая, тем, что создано по «образу божьему».
Человека отличает то, что в деле «преобразования мира» он воспользовался орудием производства, предметом, его телу не принадлежащему. Палка-копалка, каменный, а затем и бронзовый, железный нож и топор со временем сменилась ковшом экскаватора, локомотивом, океанским лайнером и адронным коллайдером. Животное за пределы своего тела, непрерывно пребывая в пищевой цепочке, не выходит. Конечно, самой палки было бы недостаточно, если бы в будущем человеке не было вложена предпосылка к его дальнейшему развитию.
Но изменилась ли при этом натура человека? Стал он добрее, справедливее с тем, чтобы не входить в конфликт с самим собой? Как так получается, что технологический прогресс семимильными шагами идет вперед в своем развитии, а нравственность почиет в первобытной девственности? Нравы времен диктатора Суллы или императора Нерона, так уж отличаются от нынешних?
Древние тюрки не смешивали социальный мир с духовной потребностью человека и говорили, что:
*804.226. Спинная лопатка этой религии и спинная лопатка вселенной расположены напротив, и обе они не сближаются, их пути пересекают друг друга;
*967.258. Гони прочь от себя презренный мир; Да и мы, порой, замечая человека, не стремящегося к наживе и не обуянного тщеславием, говорим, что он «не от мира сего». Но это, по сути, редкий случай и чудачество. Исключение из правил, где само правило – обычная наша жизнь и обычные отношения.
*937.252. Пусть бог воздаст тебе: ты испыты¬вал мои печали; - Это потребность в соучастии. Каким-то отголоском служит нам случай (легенда), попытка Ашина Шэни лишить себя жизни на похоронах императора Тайдзуна, хотя нечто подобное, было в ходу у тюрков в похоронной обрядности, - причинение себе увечий и порезов и т.п.
Наш тюрк печалится тем, что жизнь пролетает столь стремительно:
*916.248. Годится ли мне снова возвращаться к этой жизни, чтобы проводить ее впустую?
*915.248. Молодость я растра¬тил понапрасну;
*991.264. Сама справедливость ушла, остался лишь запах ее; Вряд ли здесь таится сожаление. Человек не тщится справедливостью, свыкнувшись с ее редкостью. В большинстве случаев в ней для него и нужды нет, ибо, если бы действительно в справедливости и совести была нужда, они были бы столь частыми нашими гостьями, и повсюду царило обычное их присутствие, как воздух, свет и вода. Увы, образ мира, облеченный произволом, враждой и насилием обрел оптимальный способ, ибо безостановочно совершенствует облик человека, проводя его через горести испытаний, - через «тернии к звездам». Доберется ли он до своей цели? Вполне возможно, что да, иначе – зачем было столько затрачено усилий.
01.

- Синий Курган. Живое свидетельство времени. Фото Георгия Сорокина_01_1.jpg (97.62 КБ) Просмотров: 4635
Синий Курган. Живое свидетельство времени. Фото Георгия Сорокина.*Итак, идем дальше:903.248. Пустые слова срываются с языка невежды;
904.248. Служи скряге, жизнь будет пустой;
905.248. Эта печаль выгнала меня из дома;
906.248. Как сталось так, что свой человек стал (для меня) чужим;
907.248. Не будь пустым, не бегай долго без дела;
908.248. Если говорят впустую, то, сколько вреда приносит слово!
909.248. Пусть не пройдут впустую грядущие мои дни!
910.248. Старайся, не упускай момента, доблестный человек;
911.248. Если отец допустит оплошность в отношении [воспитания] сына в раннем возрасте, у сына не будет греха, будет виновен отец;
912.248. Не относись пренебрежительно к моим словам, внимай всем сердцем;
913.248. Не проводи жизнь впустую, поступай добро¬порядочно;
914.248. Много голов покатилось, от этого враг присмирел;
915.248. Молодость я растра¬тил понапрасну;
916.248. Годится ли мне снова возвращаться к этой жизни, чтобы проводить ее впустую?
917.249. Тем, у кого дети изнежены, будут не¬приятности, и они будут печальными;
918.249. Если будет обида [у человека] из-за угощения (из-за горла) плохо будет;
919.249. Образо¬ванные люди истощают тело, зато зна¬нием утешают себя и насыщают души;
920.249. Если чело¬век устремится к чему-либо горячо и с желанием, он достигнет желае¬мого;
921.250. Не приближай к себе скверных [людей], они принесут беды;
922.250. Самая плохая из птиц - сорока, самое плохое из деревьев — шиповник (ранее – терновник);
923.250. При наличии избранных [хороших] вещей, какая нужда в плохих? (Ср. наше: от добра, добра не ищут);
924.250. Не следует стоять близко к скверным делам;
925.250. до чего хороша была бы должность бека, если бы не схватывала смерть и если бы человек жил [все время];
926.250. Завязанное языком зубами не развяжешь; (Ср. наше: слово – не воробей…);
927.250. Румийская девица (гречанка) распустила локоны, закрыла лицо; [Зашло солнце, и наступила ночь];
928.250. Солнце, должно быть, распустило заплетенную косу, мир приоб¬рел цвет белки и соболя;
929.250. Наполняющееся расходится, поднимающееся опускается; (следствие энтропии);
930.250. Когда Ева согрешила, бог наказал ее; (проникновение христианства в среду древних тюрков)
931.251. Если в степи ноет волк, у собак» в доме ноет в груди;
932.251. В степи много лошадей, в загонах - мулов;
933.251. Человек [словно] надутый бурдюк: открывается рот и он икает;
934.251. Прощай грехи грешного че¬ловека;
935.252. До того как отдам осла, пусть он ест этот мой корм;
936.252. Живя, ты служил мне и выполнял свой долг передо мной, и, умирая, ты то¬сковал и печалился обо мне;
*937.252. Пусть бог воздаст тебе: ты испыты¬вал мои печали;938.252. Я видел много богачей, кото¬рые были пленниками своих желудков. Они разорились и снова испытали бедность;
939.252. Смотри, вот лежат они в раскаянии и испускают стоны, жаждут благ, прежде насладившись тысячью желаний;
940.252. Ты смог собрать золото, по не смог использовать его;
941.252. Всем должно быть известно, что нерадивый бек не сможет пользоваться положением бека;
942.252. Жадностью бек не сможет овладеть государством;
943.252. Поел, попил и на некото¬рое время задумался;
944.252. И мой дядя каган, сев на царство, снова устроил тюркский народ; (большая редкость – упоминание о кагане (сакральном вожде), в основном – упоминаются беки);
945.252. Если он умер, окажи почести, воз¬высь, если у него есть дети, заплати им;
946.252. Если дадут слабительное с жемчуж¬ной водой, станет хорошо (лекарств.);
947.253. Все настоящие люди не делают пред¬почтения себе, не ставят себя на первый план!
948.253. Что касается пищи и одежды, есть у меня и пища, и одежда;
949.254. Не верь, жизни: она проходит, как ветер; время удовольствий прохо¬дит подобно ветру;
950.254. Если маленького мальчика заденет нечистая сила, пусть он держит этот амулет в правой ладони;
951.254. Если пища и вода чи¬стые, они съедаются с большим желанием;
952.254. Как было бы хорошо, если бы счастье, прядя, не убегало бы по своему желанию прочь;
953.254. И журавли курлычут в небе, летят подобно выстроившимся в цепочку верблюдам, порхают;
954.254. Глаза у него — вол¬шебные, а душа – странница;
955.254. В четырех направлениях порывы ветра рассеивают самые разнообразные благо¬ухающие цветы;
956.255. Для плеча нужна одежда, для глотки — пища;
957.256. Лишенный разу¬мения человек, словно, дерево без плодов;
958.256. Из-за того, что там презирают людей и пренебрегают учением, будды не будут рождаться там;
959.256. Ты сам облегчил себе бремя, оставив этот мир;
960.256. У кого толстые сосуды, у того кровопускание легкое;
961.257. Если родинка в паху, будет любим женщинами (в другой редакции - богатый);
962.257. Если отец будет строг со своим сыном и будет учить его, сын, когда он вырастет и достигнет [определенного] положения, будет рад;
963.257. Кто любим сатаной, отвергнут богом;
964.258. Мрачное лицо, грубое слово, надменный поступок отталкивают человека;
965.258. Не радуйся похвале, не расстраивайся также из-за пренебрежения;
966.258. Что за люди! Постоянно выражают недовольство землей, небом, буддой, государством, ханом, бе¬ком, женой бека, говоря: «Не дают счастья, не содержат нас»
967.258. Гони прочь от себя презренный мир;
968.258. Сколько бы ни было пре¬зрения в сердце великого правителя, его полностью удалят и рассеют;
969.258. Без пренебрежения возьми цветок прави¬теля и водрузи на голове;
970.258. Сколько ни будешь бежать, в конце концов, смерть тебя настигнет;
971.258. Если визирь потянет по¬вод в обратную сторону, все придет в бес¬порядок (повторное, см. бурундук);
972.259. Беспечный человек, если схватит смерть, пробуждается; однако уже без пользы - не хватает ему сил;
973.259. Когда придет его время, смотри, не двинет ногой;
974.259. Послушай, что говорит человек, имеющий детей, ко¬торый много пережил и у которого по¬дошли годы;
975.259. Если подойдет старость, уйдут все силы;
976.259. Что касается этой земли и неба, то они беспредель¬ные, обширные, чистые и безгрешные;
977.260. Огонь не бывает без дыма, юноша - без греха;
978.261. Молодость проходит, жизнь улетает; как пре¬красны дни молодости!
979.261. Невежда пуст по¬добно кости без мозга;
*980.261. Если лиса будет лаять на свою нору, у нее будет короста;981.261. Твоя дорога более тонкая, чем волосок;
982.261. Знай, что дорога прислуж¬ника - очень узкая дорога;
983.261. О, видящий сны, тонко разбирай свой сон;
984.262. Кадий (судья), он должен быть с тонким и ясным умом;
985.262. О, благородный [человек], если захочешь идти по этому праведному пути, который узок, следует держать в чистоте горло (следует обращать внимание на то, что ешь);
986.262. Тому, у кого будет течь из носу, пусть сделают в нос тампон из перца, соли и меда;
987.263. Небо, как смеющаяся девица, обнажило свои зубы;
987.263. Болезнь делает щеки человека впалыми;
988.263. Некоторые из звезд выступают проводниками в случае, если теряется дорога;
*989.264. Потерявший что-либо человек открывает и пазуху своей матери;990.264. Детство я пережил, юность потерял;
991.264. Сама справедливость ушла, остался лишь запах ее;
992.264. Основу всех недозволенных слов составляет нечто смердящее;
993.264. Тот, у кого будут дурно пахнуть подмышки, пусть порубит легкое и три дня прикладывает его;
994.264. Этакое мое смердящее и ненужное тело;
995.265. Люди изъяс¬няются друг с другом, животные обнюхивают друг друга;
996.265. Я соберу войско из слонов, подобное туче;
997.265. Если сердце пожелает что-либо, кто его удержит?
998.266. Смотри, снова не соберутся вместе прожитые тобой дни;
999.266. Могущественной (длинной) стала твоя рука, не протягивай ее, удержись;
1000.267. Невежественные люди - совершеннейшие скоты;
1001.268. Мужи завыли по¬добно волкам, разрывая вороты и крича;
1002.269. Увы, пришло время и от моих жен, находящихся в покоях, я отделился;
1003.269. Считай счастье оленем, убегающим or люден, если приходит оно, держи его: у него быстрые ноги;
1004.269. Для дурных он был огнем. Для врагов – бедствием;
1005.269. Закон как вода, на¬силие же - бедствие, подобное огню;
1006.269. Не люби этот мир, он доставит [тебе] беды;
1007.269. Беспеч¬ному человеку выпадают беды; я встречал много хороших [людей], кото¬рые из-за скверных деяний попадали в беду;
1008.270. Вкус пищи придает соль, но ее не едят чашами;
1009.271. Женщина освободила свою голову (*расторгла брачный договор);
1010.271. Свои обязанности слуги выполняй услужливо;
1011.272. Если до воз¬вращения моего долга я исчезну (умру), пусть моя жена отдаст его (мой долг) точно и справедливо;
1012.272. Громи врага или же сражайся, ложись и умирай;
1013.273. Этот мир словно змея; змея - круглая, на ощупь - мягкая, однако внутри полно яду;
1014.273. Скромность (сми¬ренное сердце) возвышает человека;
1015.274. Кто постоянно будет вести истинный образ жизни, непременно будут считать человеком;
1016.274. У бека слова, имеют силу: за какое дело ни возьмется;
*1017.274. Если слепой собьется с пути, не ругай его; 1018.275. Тому, у кого будет течь из носа, надо вложить клевер;
1019.275. Посол должен быть об¬разованным, чтобы знать правила речи;
1020.275. Тем, что я стал человеком, я обязан правителю, он - моя опора;
С уважением, Александр Гуменюк,
26.01.2016 г.