Гуменюк А.П. - взгляд в прошлое

Модератор: Анатолий

Гуменюк А.П. - ОТЗВУКИ ВОЙНЫ. ОКТЯБРЬ 1941

Сообщение Анатолий » 29 фев 2020, 17:19

00.
Гуменюк_Александр_Петрович_на_Правобережном_городище=30.07.2012_01.jpg
Гуменюк_Александр_Петрович_на_Правобережном_городище=30.07.2012_01.jpg (6.51 КБ) Просмотров: 96

ОТЗВУКИ ВОЙНЫ. ОКТЯБРЬ 1941
Информация частного порядка. Привожу ее в связи с уникальностью фотографии, снятой, по всей вероятности, в конце июня 1941 г.

На ней крайним справа сидящих в первом ряду известен один красноармеец 33-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД СССР
Сильченко Григорий Иванович 1908 г.р.

Он был призван Чернышковским РВК 26 июня 1941.
По извещению Министерства обороны в 1946 году он пропал без вести в ходе боев под Таганрогом 12 октября 1941 года.
01.
Фотография_02_1.jpg
Фотография_02_1.jpg (121.51 КБ) Просмотров: 96

Предположительно, на фотографии красноармейцы 33-го мотострелкового полка
(одного отделения),
из которых нам известен только один человек.

Остальные 10 человек неизвестны, но полагаю, что призваны РВК Ростовской области.
В надежде, что кто-либо узнает своих родных, или по сохранившимся фотографиям, размещаю эту информацию, что может пролить свет на судьбы солдат, сражавшихся в октябре 1941 года под г. Таганрогом.

В случае получения какой-либо положительной информации направить отдельное специальное сообщение
на сайт chalykh-ae@yandex.ru
Чалых Анатолию Егоровичу
для передачи мне.
******************
Александр Гуменюк
Аватара пользователя
Анатолий
 
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 02 ноя 2009, 02:13
Откуда: Волгодонск город, Ростовской области, Россия.

Гуменюк А.П. - МЫСЛИ О ДУШЕ. ЗАЧЕМ ЕЕ СПАСАТЬ?

Сообщение Анатолий » 14 мар 2020, 16:53

00.
Гуменюк_Александр_Петрович_на_Правобережном_городище=30.07.2012_01.jpg
Гуменюк_Александр_Петрович_на_Правобережном_городище=30.07.2012_01.jpg (6.51 КБ) Просмотров: 47

МЫСЛИ О ДУШЕ. ЗАЧЕМ ЕЕ СПАСАТЬ?

«…– Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно. – Он помолчал и добавил: – А что же вы не берете его к себе, в свет?
– *Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Высоцкий пел: спасите наши души.
Задорнов шутил: мы спасаем душу, американцы – body.
Может быть и верно: нет тела – нет и души.
Ведь она живет где-то в теле; где именно – здесь у нас расхождения, начиная, пожалуй, с древних греков.

Сердце как известно – кровяной насос, безустанно работающий от колыбели до могилы. Когда ему думать о «горнем», когда все его время занято конкретным делом. Правда, все невзгоды, душевные катастрофы и переживания где-то там наверху, сказываются на его работе, ритме и пр. особенно в современной кнопочной «сидячей» жизни. Вместо выплеска эмоций проглатывание обиды, несправедливости и пр. А потом все сразу как жахнет!
Уф… Т.е. связь между физиологией человека и окружающей его, (скажем так: социальной) атмосферой налицо.

Но коль уж мы по всякому поводу хватаемся за грудь – может быть душа и находится – где-то там.
Говорим же: «…от всего сердца». Это должно звучать убедительно, не взирая на другой афоризм, вроде того, что «…чужая душа – потемки».
01.
Мысли_о_душе_01.png
Мысли_о_душе_01.png (257.24 КБ) Просмотров: 47

Рис. Магистраль вечности.

Может быть, правы те, кто полагает, что пристанище души – где-то в полушариях мозга. На мой взгляд, мозг сфера для этого слишком рациональная и как и сердце тоже под завязку занято практическим набором функций – дыхание, хождение, зрение, обоняние и еще воз и маленькая тележка. Потом есть головной и спинной мозг каждый со своими заботами.

Все вместе это как огромное здание вокзала, по которому важно прохаживается, а порой бегает как ошпаренный, дежурный по станции в кителе и фуражке с красным околышем.
Постоянно меняется расписание; в разные стороны разбегаются поезда, причем одни прибывают, другие отправляются то в Мурманск, то в Волгоград, то Казань; я уже не говорю о муравейнике пассажиров с багажом и детьми. И над всем этим непрестанный надоедливый и в чем-то обезличенный голос диктора, невидимого, и постоянно что-то повторяющего как мантру, вроде того, что не следует ходить по путям, а только по подземным или надземным переходам.
«Граждане пассажиры, не подвергайте свою жизнь опасности!»

Слово душа, в чем-то для нас, русских, созвучно с духом.
****************
Англ. soul и spirit, даже, не беря во внимание heart, расходятся между собой; как и в немецком Geist, Herz, Seele и т.д.
****************
Дух же это не просто сознание, а поводырь человека – деятельное сознание, движитель и корректор его устремлений, частенько не совпадающий с автономным курсом. Как правило, требуется воля для преодоления сопротивления плоти, да и разума тоже: нечто вроде «Надо, Федя, надо!».
Человека мало родить, поставить на ноги. Ему нужно еще придать вектор – направление движения, вложить в него душу, т.е. воспитать, наставить на ум.
Это потом уже – социализация личности… Без этого – какой человек?

Кажущаяся иррациональность поступков, результат глубокого бурения души, уходящего в сферу эмоций, стыда или же переоценки, нового осмысления событий и собственного или чужого поведения. Кажется, Маркс, где-то сказал, что «…стыд, это гнев, обращенный вовнутрь».
Т.е. на самого себя. Все – из-за наших поступков, которые хочешь, не хочешь, мы совершаем. Это потом – разбор полетов, уже – задним умом.

В фильме «17 мгновений…» Юлиан Семенов устами Кальтенбруннера раздраженно заявляет уставшему от бессонной ночи Мюллеру, что действия и поступки – одно и то же. Увы! Действие есть действие, а поступок, это уже оценка этого самого действия.

Какой-то отголосок связанного с душой нахожу у древних тюрок.
С ним, как пишет Р.Н. Бизертинов, они
«…связывали жизненную силу человека от его зарождения до самой смерти. Кут человека — жизненная сила, сама суть жизни, божественного происхождения, приходящего с Космоса. Кут как и тын — неотторжимая субстанция живого человека. Утрата кут, так же как и тын, приводит к смерти. … Если же Тэнре забирал кут назад, то человек умирал. …Кут обладал способностью отделяться от тела во время сна в виде маленького огонька, бродить по разным местам и возвращаться при пробуждении человека…».
Не напоминает ли это привычное для нас «странствие души»?
Что она как неприкаянная летает по разным мирам, точно плоть что тюрьма для нее. Точно она выполняет постылую работу; и как только появляется малейшая возможность, так и норовит сбежать, оставив свой «дом» на произвол судьбы. В конце концов, бренное тело умирает, душа на радостях делает несколько прощальных кругов и убывает в очередной неоплачиваемый отпуск. Мертвые ничего не знают, - говорит Екклесиаст (10-5); все обрывается с уходом сознания.
И никакого другого мира нет, кроме того, который человек оставил.

Против этого установленного порядка протестует лишь человек неразумный, требующий себе бессмертия; не желающий видеть, что мир устроен по принципу передачи эстафеты от одного поколения к другому и не предусматривает возможности жить вечно.

Р.Н. Бизертинов
(Древнетюркское мировоззрение. Тенгрианство)
отмечает несовпадение в понимании души между тенгрианством и др. религиями.
«Представление о душе, как известно, является важнейшим звеном в теологии каждой религии, получившее особенное значение в мировых религиях. В тенгрианстве оно носит иной и весьма специфический характер, делающий его совершенно непохожим на то, что в мировых религиях, в (семитских) частности христианстве, вкладывается в понятие «душа», а в исламе — кан.
Недаром миссионеры, несмотря на почти вековую христианизацию алтайцев, не смогли привить им ортодоксального христианского представления о душе. Такое положение доставляло немало забот самим миссионерам еще и потому, что оно создавало непреодолимые трудности для перевода на тюркский язык слова «душа» в христианском значении, так же как и «дух-святой» и другие».
…Как видим, термин «душа», («кан») для тенгрианства не приемлем»
- заключает автор.
(С.55)
Итак, кут у древних тюрок – жизненная сила человека. Не так же ли и мы, получаем запас жизненных сил с рождением и расходуем их порой безалаберно, но в основном цельно, ибо как бы там ни было, смысл жизни человека состоит в преобразовании материального мира. Это его созидательная составляющая. Способность в этом отношении уравновешивается грандиозностью поставленной задачи.

Вообще тенгрианство, на мой взгляд, самое чистое природное воззрение, в отличие от напластований исторических и пр. других религий. Это то, как родник отличается от уже бегущей по равнине реки. В аврамических религиях всюду назидание и требование: они связаны с поведением человека, четких норм того, как нужно вести себя и ответственности за неправильное поведение. Все это в сфере духовной, но в случае возникновения проблем подключается государство, карая неблагоразумие огнем и железом.

Конечно, я не собираюсь проводить сравнение, но сам подход дает возможность понять, что душа (ее выбор) как то связана с тем, что мы называем нравственностью и моралью. Эти понятия в свою очередь также различны как действие и поступок. Мораль носит назидательный и побудительный характер; нравственность нечто то, что должно соответствовать благородным порывам души – виртуальная ткань благодеяния и благо воздаяния; при все том, зиждущаяся не на заоблачном происхождении, а сугубо практике земного существования. Или сказать больше – непременного условия выживания.
Но вернемся к эфемерной субстанции души. Кому-то удалось даже взвесить ее, и подобные сообщения долженствовали изменить наше о ней представление.
Увы!
При всех дискурсах суть ее остается непостижимой. Вот мы говорим: «душевный разговор». Моя дочь, когда я вручил диск с игрой, проронила: «душевная игра».
И потом: «поговорить по душам».
Значит ли, что все остальное в таком случае наше общение – бездушно? Особенно вопрос: как дела? Эх, лучше не спрашивай! Начнешь рассказывать – суток не хватит.

Значит, речь идет о чем-то приемлемом, о чем говорим порой «душа жаждет». Не знаю, чего – песни, водки, слова доброго…
И потом: «душевное настроение» - вроде человек – контур, настроенный на определенную частоту.
Слово «расстроен» или «расстроена» чем-то, как раз говорит о полном разладе в душе. От онемения до полной прострации. Это как раз момент, когда как воздух требуется присутствие духа.

У Иоанна сказано (4:24) «Бог есть дух…»
Я думаю этого достаточно, чтобы представлять себе Создателя не в виде дядьки, сидящего на небесах и грозящего нам оттуда пальцем по всякому поводу, а нечто то, что создается самим фактом, вернее ходом нашего существования. Взаимодействием и противодействием, постоянной борьбой за выживание. То, что отражается в нашем сознании и представлении бытия. В чем нужно постоянно разбираться, что есть добро, что зло. Что ведет к благости, что – к гибели. Нечто вроде коллективного разума, но разума разно-полярного, строптивого и малоуправляемого. Настолько, насколько малоуправляем сам человек, когда настроение одного выливается в поведение массы людей.
Созвучие нахожу в стихах Иосифа Бродского: «…кто плюет в Бога, плюет в народ».

Сюда же притчу Аттара о Симурге:
«Восходило пред ними Солнце сближения, своими лучами их души рассеивая. И за образом лика Симурга Вселенной рассмотрели птицы Его лик в тот же миг. И, едва рассмотрев, сразу те тридцать птиц осознали, что все тридцать — Симург, на которого и смотрят они. От изумления все растерялись, преобразились, о том и, не зная, и стали иными. Смотрел на себя настоящий Симург, сам себя непрерывно созерцающий в этой тридцатке. Когда в сторону Симурга взор они обращали, тот Симург был этими тридцатью здесь».

Выясняется, что Симург и есть эти тридцать, долетевших до своей цели отважных птиц, которые к своему изумлению в нем увидели свое отражение. Они слились со своим божеством, для чего «бросились в долину исчезновения, чтобы окончательно расплыться и потонуть в Симурге, словно капля в океане».
И, если такие мысли пришли в голову Аттара в XII в., то, куда они делись по дороге в век XXI?

Отсутствие духа говорит о том, что душа, т.е. сущность человеческая взывает к спасению. Но, что значит, «спасите наши души»?
Это о спасении плоти или все же об ограждении от совершения греха? Т.е. чего-то недопустимого, скверного.
«…И не введи нас в искушение и избавь от лукавого».
Т.е. не дай оступиться и совершить непотребное.

Говорят, что совесть «вшита» в сознание человека, бесстрастный и безжалостный контролер его поступков. Оттого мы порой стараемся оправдать себя, хотя бы формально, придумывая повод и причину недостойного поведения. Но частенько и этот механизм не задействуется.
А как обстоит дело с милосердием и сочувствием к ближнему и – страшно подумать – к дальнему своему? Увы, у людей - по-разному.

Однажды утром в окно наблюдал картину из жизни собак. Напротив меня – автомобильная стоянка. Два пса гнали рыжую дворнягу; она вылетела прямо на проезжую часть, попала под колесо автомобиля и завизжала от боли. Удар пришелся по задней части туловища так, что она потянула за собой ноги, пытаясь вернуться обратно к обочине. Преследовавший ее пес, подбежал к ней, обнюхал и лизнул в нос. Он этим как бы извинился, или выказал сочувствие за ретивость. Ведь ее неосторожность связана была с опасностью преследования. Второй – даже не оглянулся, не проявив никаких собачьих эмоций.
Это всего лишь иллюстрация проявления свойства души, которую, оказывается можно взвесить, измерить и растянуть, как Базаров подопытную лягушку.
Екклесиаст не делает разницы между душой животного и человека (3-18,19)
«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!»

Проявление же свойства души присущее человеку, есть его способность оставаться таковым во всевозможных жизненных передрягах и превратностях.
Она (душа) бессмертна лишь потому, что живет в каждом из нас.

Но вот состояние ее временного «пребывания в сосуде» у разных людей различно. От чистого и прозрачного, что особенно проявляется у детей, до замызганного и мутного, как ветровое стекло автомобиля, влетевшего в грязную лужу.

Через сто лет на Земле останется горстка живущих ныне, а через сто пятьдесят – никого. Прогресс и технологии шагнут далеко вперед; человек изменится неузнаваемо в том, что касается обеспечения и комфорта быта и механизированного производства. Неизменными останутся все те же духовные проблемы, поиска истины и справедливости, мало отличающие его от собрата, неандертальца или кроманьонца, вышедшего с дубиной и куском шкуры на плечах из пещеры в поисках добычи.

А.П. Гуменюк,
14.03.2020 г.
Аватара пользователя
Анатолий
 
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 02 ноя 2009, 02:13
Откуда: Волгодонск город, Ростовской области, Россия.

Пред.

Вернуться в Мероприятия, экспедиции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron