Бет-Шеан. Ворота в рай

Модератор: Анатолий

Бет-Шеан. Ворота в рай

Сообщение Анатолий » 19 мар 2012, 21:40

Бет-Шеан. Ворота в рай

http://www.judaea.ru/hist_news/articles/vorota_v_rajj

Ворота в рай

Я рискну рассказать о городе, который многим известен.

Я иду на этот риск не только в расчете на тех, кто в нем еще не побывал, но с тайной надеждой, что и побывавшим будет интересно посмотреть мои фотографии. И, кто знает, может быть, открыть для себя что-то новое из моего коротенького рассказа.
Рассказ будет очень короткий. По сравнению с сорока веками существования города я уложусь в несколько минут.

За эти века город именовался по-разному: Бет-Шеан, Беф-Сан, Ниса, Скитополис (Скифополис, Скитополь).
Первое письменное упоминание о городе относится к XX веку до н. э. И назывался он тогда, как и сейчас,
Бет-Шеаном.
Беф-Сан, Бейсан — это арабские производные от названия города.

Имя Ниса переносит нас в мифологические времена, в Нисейскую долину, населенную нимфами. Это они вскормили и воспитали будущего бога виноделия и плодородия Диониса. Долгие годы в честь Диониса в городах устраивали театральные представления — трагедии. Поэтому неудивительно, что древний римский театр Скитополя украшала статуя Диониса. А гробницу, в которой будто бы была погребена вскормившая Диониса нимфа, охраняли скифы (предположительно бывшие солдаты из армии Александра Македонского, поселившиеся в городе и давшие ему новое название — Скифополис).

Пока мы еще не окончательно распрощались с мифологией, следует перенестись совсем уже в доисторические времена. Война Титанов со своим отцом Ураном (Небо).

Страшная это была битва. От нее остался у матери Геи (Земля) гигантский шрам — тот самый сирийско-африканский разлом, на глубине которого находится наше Мертвое море — самая низкая точка земного шара. В низинах этого разлома находится и холм Тель ал-Хуцан на котором располагалась самая древняя часть города Бет-Шеан. К слову сказать, находится этот холм на высоте примерно 120 метров НИЖЕ уровня моря. Поэтому, когда бы вы не посетили развалины древнего города, там всегда жарко.
Более сорока веков, 18 культурных слоев…

Об этом легко писать, но трудно себе представить всю глубину веков, событий и народов. Кто тут только не жил, не строил, не воевал: египтяне, евреи колена Менашше (Манассии), филистимляне (именно они, захватив город, повесили на его стенах головы царя Саула и его сыновей), греки, снова евреи (Маккавеи), римляне (Бет-Шеан числился среди городов преподнесенных в подарок египетской царице Клеопатре), снова римляне, и вновь евреи (после восстания Бар-Кохбы, необыкновенный культурный и экономический расцвет города), византийцы, арабы (сарацины), крестоносцы и, наконец, мамлюки. Все завоеватели и властители города способствовали его развитию и воздвигали на холме свой храм, свое святилище, разрушая существующий. Мамлюки, разрушив, не создали ничего. Некогда огромный город, насчитывающий в лучшие свои времена до 40 000 жителей, город, про который древние раввины писали: «Если рай находится на земле Израиля, то Бет-Шеан — его преддверие», — превратился по описанию одного из путешественников в начале XIX века в жалкую деревушку в 20 домов. И никто не догадывался, что скрывается под вековыми напластованиями земли.

А скрывались там настоящие сокровища. Дело в том, что город был разрушен мощным землетрясением 749 года. Но горячая лава, спустившаяся на развалины былого величия, явилась хорошим саркофагом для каменных сооружений города. Сначала пеплом, потому новыми слоями земли покрывались старинные строения. Только верхняя их часть оставалась на поверхности. Поселившиеся позднее на этом месте арабы растаскивали декоративные «камушки» на строительство своих домов. Слава Богу, никто из них не догадывался, какие сокровища скрываются под землей.
Первые археологические раскопки, проведенные американскими археологами из Пенсильвании в начале прошлого века (1920-30-е годы), дали удивительные результаты, но проводились крайне безграмотно. Находки были свалены в одну кучу и перекочевали потом в музей Рокфеллера в Иерусалиме и в университетский музей Филадельфии.
Позднее тщательные раскопки «в ширь» были проведены израильскими археологами. То, что открывается нам сейчас на обширной территории археологического музея под голубым небом — лишь 5% от площади древнего Бет-Шеана.
Там на холме, где некогда стояли святилища различных религий, остались сейчас только развалины древней базилики да сухое дерево неподалеку.
Этот ландшафт послужил декорацией к экранной версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда».
В фильме на нем повесился Иуда Искариот.

Оставим право выбора декораций за создателями фильма. Так же как выбор дерева.
В народе, кстати, считают, что Иуда повесился на осине…

Не видела я в Израиле осин. А вот Иудино дерево видела. Как раз сейчас оно покрыто сплошным багряным цветом. Но об этом дереве мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Народ требует зрелищ

Согласно римско-византийской традиции градостроительства в Бет-Шеане имелось четыре привычных места для развлечения горожан: театр, амфитеатр, цирк и стадион.

Известно, что греческое слово СТАДИОН произошло от древне-греческой меры длины — стадий.
Один стадий равен примерно 607 футам или 192,27 метрам. Именно такой длины была длина беговой дорожки в Олимпии. По преданию расстояние в один стадий сумел пройти Геракл с полной задержкой дыхания.

К сожалению, стадион древнего Бет-Шеана не сохранился. Но вот что удивительно, сохранилось упоминание о некоем спортсмене в греческой надписи II века до н. э., найденной в Малой Азии. Согласно надписи спортсмен принимал участие в соревнованиях во многих городах, среди которых упоминается и наш Бет-Шеан.
А в самом Бет-Шеане найдена каменная крышка саркофага с барельефом, на котором изображен лежащий человек с платком в руках. Изображение говорит о том, что в саркофаге покоился не рядовой городской житель. Взмахом платка обычно объявлялось о начале соревнований. Такое право представлялось только почетным гражданам города.
(рисунок Марины Фельдман)

Здание ЦИРКА было вынесено за пределы аристократической части города в кварталы свободных работников. Рев зверей и публики не должен был нарушать городской покой. На арене цирка лилась кровь зверей и гладиаторов. Здесь не знали пощады. Гладиаторы — будь они военнопленными или осужденными преступниками — прежде всего были рабами. Их обучали для кровавых сражений в специальных школах. Согласно правилам гладиаторских боёв они должны были драться до конца. Концом была их смерть. Жизнь можно было только отвоевать, победив всех. Оставшемуся в живых в смертном бою гладиатору даровалась свобода. Таких победителей были единицы.

Раскопки цирка в Бет-Шеане еще не завершены и я не видела ни арену, ни белые скамьи для публики, которые сохранилась на месте былых кровавых битв, ни металические жетоны — доказательства того, что сие зрелище было любимо простым городским людом.
Известно, что раз в году свободные работники города получали бесплатно определенное количество жетонов на посещение любых зрелищных мероприятий по собственному выбору. При раскопках меньше всего таких жетонов обнаружено в театре, больше всего — в цирке.

Но мы с вами все же поспешим именно в ТЕАТР. Потому что это одна из самых замечательных археологических находок Бет-Шеана.
Театр бы построен римлянами во II века н. э..

Зрительный зал был рассчитан на 8000 зрителей. Отлично сохранился полукруг первых 14 рядов из белого мрамора. Выше шла галерка, скамьи которой были сделаны из базальта. Как наиболее высокая часть она больше всего пострадала от времени.
В базальтовой стене скамей были встроены странные глубокие ниши. Долгое время современники не могли понять их назначение. Только сейчас установлено, что это звуковые ловушки. В огромном театре на 8000 зрителей, находящемся под открытым небом, потрясающая акустика. В самой верхней точке зрительного зала великолепно слышно голос человека, стоящего внизу и говорящего без усилия и усилителей. Потому что несущиеся снизу звуки собираются в нишах, имеющих специальную форму, благодаря которой звуковые волны усиливаются и распространяются вдоль всех рядов зрителей.
А это боковая часть сцены — просцениум.

Сохранились ниши, в которых некогда стояли статуи. Предполагают, что статуя Диониса, найденная недалеко от театра, некогда стояла в одной из этих ниш. Сейчас статуя Диониса хранится в израильском музее. Насколько благоразумным было это решение, вы убедитесь позже сами. Остается только надеяться, что со временем в нише театра поставят копию статуи Диониса.
Полукруглая площадка между сценой, где играли актеры, и первыми рядами зрителей называлась оркестра (orchestra — греч.).
Там обычно располагался древнегреческий хор, призванный доносить до сердца зрителей эмоциональную сущность происходящего на сцене. Или пересказывать содержание предыдущих частей спектакля. Древний театр не знал условного времени. Любое действие протекало ровно столько, сколько оно бы заняло времени в обычной жизни. Поэтому многие спектакли продолжались несколько дней, наподобие современных сериалов.

Позднее, в V — IV вв. до н. э., на площадке оркестры появились танцоры и актеры-мимы, изображающие само действие. В то время как на сцене произносился только текст. Прошло много веков, исчезла необходимость в хоре, и действие перекочевало полностью на сцену, оставив на площадке оркестры только музыкантов, сопровождающих действие. По названию площадки коллектив музыкантов стали называть оркестром.

Во время длительного театрального действия зритель начинал испытывать чувство голода. Поэтому вдоль рядов сновали продавцы с подносами солонины. После солонины особенно быстро раскупались напитки. Таким нехитрым способом продавцы снеди заботились о своих товарищах по цеху. Обильное питье в свою очередь будило следующие по цепочке физиологические потребности организма.
В древнеримском театре не работала формула Станиславского: театр начинается с вешалки. Не начинался он и с туалета, но наличие и благоустройство этих заведений не могла не сказаться на настроении зрителей.

Театральный общественный туалет в Бет-Шеане был устроен по последнему слову техники тех лет.
Стульчаки из шлифованного мрамора были удобны для сидения. Проточная вода, протекающая в канавке под сидениями, тут же уносила прочь все отходы организма. Но и этого мало: воскурение ароматных масел и трав в центре туалетной комнаты создавали приятную атмосферу. Неудобство заключалось лишь в том, что в раскопанном театральном туалете не было обнаружено никаких разделений на М и Ж. Хотя, возможно, древние зрители не видели в этом никакого неудобства.

Бет-Шеанский АМФИТЕАТР, как и все строения подобного рода, имел форму эллипса.

Он довольно велик (100х50 м) и, по словам экскурсовода, хорошо сохранился, но мы его не видели. Возможно, что он тоже находится в стадии раскопок. Скажу только, что в амфитеатрах обычно устраивались бои между человеком и зверем. Поэтому арена амфитеатра всегда на 2-3 метра ниже первого зрительного ряда. При раскопках в амфитеатре Бет-Шеана обнаружены две львиные клетки.
Теперь, когда мы виртуально посетили все зрелищные заведения Бет-Шеана, можно отправиться на прогулку по его улицам.
Базальтовые улицы

Странные чувства охватили меня, когда я ступила на базальтовые плиты древней мостовой Бет-Шеана. Время сжалось, еще секунда и я бы услышала шарканье ног обутых в римские сандалии и услышала незнакомую речь.
Но… шарканье кроссовок и голос экскурсовода не дал совершиться чуду.
Вместо магазинчиков, скрывающихся в тени колоннадного перекрытия, я увидела стройный ряд колонн ионического ордера. Тут была некогда центральная улица Кардо — пассаж с арочными покрытиями.
Простому посетителю уже трудно сейчас отличить восстановленные арки от разрушенных землетрясением арок и колонн.
Но чтобы мы могли представить, как это выглядело при раскопках, некоторые рухнувшие арки и расколотые колонны оставили лежать на земле в нетронутом виде.

Вглядитесь внимательнее в этот снимок, и вы увидите не только упавшую колонну, но и ту арку, которая когда-то на ней покоилась.
Математически выверенная чистота геометрических линий.
Воистину торжество разума над хаосом мира материального.

Обратите внимание на боковой отросток на верхней части колонны с капителью коринфского ордера.
Несомненно, когда-то он служил выступом для крепления продольной балки стоявшего тут некогда строения.
Как служили когда-то завершением колон коринфского ордера и эти, валяющиеся на земле капители.
Можно только предположить, что открывающаяся перед нами рыночная площадь, или Форум, — была центром политической и культурной жизни города.
Но вот базальтовые плиты мостовой сменяются мозаикой. Мы на византийской улице, которая вела из центра города к амфитеатру. Археологи обнаружили на ней любопытную надпись:

«В дни самого прославленного правителя и благодетеля Палсува Орастуса произведены знаменитая укладка настила и постройка нового водяного сооружения под наблюдением блистательного Сильвануса, сына Маринуса, а также Прутуса».

Своеобразное клеймо мастера.

Мозаиками украшены полы и в жилых помещениях и в магазинчиках. К сожалению, некоторые мозаики являются копиями. Оригиналы были попросту украдены, срыты цельным пластом. Поэтому я так радовалась, что скульптуру Диониса вовремя поместили в музей.
Всего в Бет-Шеане уже раскопано примерно 500 кв. м. самых различных мозаик.

Я не смогла их сфотографировать — день клонился к вечеру, в домах было темновато. И, значит, самое время нам посетить баню. Там за колоннадой под крышей, которая должна защищать раскопки от дождей и ветров находятся древнеримские бани — термы.
Говорят, что древние римляне при встрече, вместо слов: «Как твое здоровье?» прямо спрашивали: «Как потеешь?» Эту связь между потовыделением и здоровьем установили древние римские врачи. Поэтому наличие терм стало обязательным для всякого крупного и культурного города римской империи. Посещение бани было культовым занятием. Баня и спорт были взаимосвязаны. Вход в саму баню пролегал через гимнастический зал, где посетители либо боролись друг с другом, либо просто занимались гимнастическими упражнениями до седьмого пота. В центре гимнастического зала был небольшой бассейн. Но прежде чем войти в него и смыть выступивший на разгоряченных телах пот, его соскребали специальными скребками. Оставшуюся грязь смывали в прохладной воде бассейна. И только после этого вступали в святая святых — первый зал бани.

На этой небольшой фотографии можно легко понять принцип действия древнеримских бань.

Все, что вы видите на фото: усеченные конусы каменных тумб и черные проемы в стене было — скрыто от посетителей настилом. Через темные отверстия под настил поступали струи горячего воздуха. Они проходили между тумбами, которые служили как бы калориферами и долго держали полученное тепло. Каналы для прохождения горячего воздуха обнаружены и в стенах парильного зала.

Всего в бане было три зала, в каждом последующем температура воздуха была ниже, чем в предыдущем, поскольку горячий воздух поступал последовательно из одного зала в другой.

В банях не только расслаблялись и поправляли свое здоровье. Зачастую именно там решались важные политические дела и заключались деловые сделки.

Ну, а после парилки, как это и у нас сейчас водится: оздоровительный массаж, маникюр-педикюр и прочие сладости жизни.
А после бани жизнь такая удивительная, небо такое голубое, мысли такие ясные…
Рахель Лихт 2006 г.

Фотоальбом Бет-Шеана на нашем сайте здесь

Израиль, Бет-Шеан, Рим, прогулка, экскурсия

18.10.2007, 6115 просмотров.

Обсудить на ФОРУМЕ

Также читайте:
20.08.2011 15:09:30

Апамея - город боевых слонов Селевка Никатора

Руины Апамеи вызвали у меня противоречивые чувства. Сначала кажется, что все очень «запущенно», потом приходит осознание масштабности древнего города. Ведь Апамея не просто большой город, а гигантский, но «въехал» я в это, только полазив по нему в течение дня.
Максим Пахаренко

Сирия, Апамея, прогулка, экскурсия
28.10.2008 10:27:24

Иерусалим. Старый город

Исторически город состоит из 4 кварталов - армянского, еврейского, арабского и христианского. Весь город построен из особого известняка - иерусалимского камня. цвет которого варьируется от светло-песочного до темно-золотистого. К тому же этот камень интересно отражает солнечный свет, создавая эффект золотистого, а на закате - розоватого свечения.
Израиль, Иерусалим, Старый город, прогулка

18.09.2010 20:53:18

Тель Акко

Этот холм находится примерно в 700 метрах восточнее морского побережья несколько севернее ручья Нааман (Балус). Его площадь составляет порядка 200 дунамов, а наибольшая высота около 35 метров над уровнем моря. Нет сомнения, что в своё время ручей подходил гораздо ближе к холму, что давало возможность судам, заходившим со стороны моря, подплывать достаточно близко к находившемуся на холме поселению. Это, собственно, и способствовало существованию на этом месте важного порта, защищённого как от высоких морских волн, так и нападений неприятеля. А находящиеся вокруг сельскохозяйственные угодья давали возможность прокормиться его населению.

Юрий Полторак
Аватара пользователя
Анатолий
 
Сообщения: 2960
Зарегистрирован: 02 ноя 2009, 02:13
Откуда: Волгодонск город, Ростовской области, Россия.

Re: Бет-Шеан. Ворота в рай

Сообщение АрхеоМеТр » 21 фев 2014, 16:38

Бершадский Владимир_03.jpg
Бершадский Владимир_03.jpg (32.43 КБ) Просмотров: 3697

Бейт-Шеан - "Дом тишины"
Но это и Скифополис - тот самый город, в котором скифы, жившие в Израиле на протяжении 28 лет, погребали своих вождей. По-видимому, земля под погребения была выкуплена у израильтян за то, что скифы помоглши израильтянам освободиться от рабства в Ниневии.

В 595 г. во время нашествия вавилонян Навуходоносора скифы и израильтяне, слившиеся в один народ "прото-руссов" - Рокс-алан - покинули и Бейт-Шеан, и Ближний восток и ушли на север - оснговывая новые государства в Закавказье и севернее Кавказа.
Они принесли племенам Степи язык иврит и высокую кульТору организации.

См.
БерШадСкий vladimir.b@012.net.il
http://newsem40.com/forum/index.php?sid=296fd302deed4256dbf5200dbe527ba8 ; http://www.proza.ru/2013/12/06/2120
http://world.lib.ru/editors/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/
тел. +972-527284036;
Аватара пользователя
АрхеоМеТр
 
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 08 июл 2010, 14:35
Откуда: из Ташкента и Беэр-Шевы


Вернуться в Разное

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1