Память погибших среди нас живущих.

- Памятник погибшим воинам, х.Крюков, 04 мая 2012_10.jpg (91.55 КБ) Просмотров: 15027
Так можно охарактеризовать благое деяние современников – деятельность волгодонских активистов молодежной военно-патриотической организации «Наследие» при материальном участии Фонда поддержки семьи и детства имени Н. Бурдюгова и члена его попечительского совета Алексея Мисана по восстановлению памятника погибшим воинам Великой Отечественной в хуторе Крюков Дубовского района Ростовской области.
Проходит время, уходят люди, но память людская не дает нам равнодушно относиться к прошлому – нашей с Вами истории, а значит, мы должны помнить погибших, передавая потомкам славу их подвига при защите Отечества.
Если глянуть на карту реки Сал, извилистым узором петляющей за водоразделом реки Дон, то на одном из поворотов и затерялся, когда-то достаточно большой, ухоженный хутор Крюков.

- Сивашова Екатерина Григорьевна, рождения 24 декабря 1931_01.jpg (129.67 КБ) Просмотров: 15027
Здесь мы обратимся к воспоминаниям очевидца 1943 года, тогда ещё совсем юной девочки, а именно Кати Сивашовой (Сивашова Екатерина Григорьевна, 1931 г., 24 декабря).
«Хутор Крюков Нижне-Жировского сельского совета Зимовниковского района был освобожден в конце декабря 1942 года. Сразу в нем был организован военно-полевой госпиталь для советских солдат, раненных в кровопролитных боях при наступлении советских войск от Сталинграда. Просуществовал госпиталь недолго, где-то от начала января и по 20 февраля 1943 года. Хутор был достаточно большой – пять улиц составляли 130 домов. Раненные располагались в домах и в палатках на улице, обогреваемых и освещаемых электричеством от передвижных эл. станций (?).
Была война. Жертвенность советского человека пронизана духом взаимопомощи – люди отдавали свое самое дорогое - дома под госпиталь, а сами жили в сараях-пристройках, уходили на голый бугор в хутор Назаров. Лозунг: «Все для фронта, все для Победы!» - понимал стар и мал. Надо было работать, готовится к посевной. Весной пахать пришлось на быках и коровах. Сеяли бородатые деды с лукошка, а детвора на коровах боронила землю.
Хутор Крюков состоял из пяти улиц: Красная (центральная - магазин, школа, клуб), Присальская (над рекой Сал), Западная и Садовая (с тылу подходил сад) и Заозерная (было что-то вроде пруда). Река Сал была полноводной - разливы были не только весной, но и зимой, сразу за оттепелью. Хутор Нижние-Серебряки смыло половодьем в 1955-56 годах, пришлось переехать на сегодняшнее место. В хуторе Петухов при разливе плавали на лодках.
Хоронили в воронках от бомб, их было пять штук – чистили и ложили рядами умерших в госпитале. Операционные госпиталя находились в четырех домах жильцов: Чернов, Панин, Дорохов и Буровенский – ушли жить в хутор Назаров в шести километрах на бугор от хутора Крюков. Голая степь, продуваемая ветрами. Там не было немцев, залетавших туда только пострелять кур, поросят, поэтому дома сохранились.
К 20-летию Победы в 1965 году решено правительством привести в порядок все братские могилы. Массово стали ставить скульптурные группы над захоронениями. Вот и возраст нашего памятника из этого времени. Время старит не только людей, но и не щадит памятники.
Организацией переноса могил в одну братскую командовал учитель хутора Крюков Коржов Николай Иванович (1918-1920 года рождения).
В 1942 году, перед приходом немцев, весь скот угнали за Волгу. А вот сено для них заготавливали в здешних местах женщины, а военные на машинах возили его к месту гуртовки скота.
Много народа после войны погибло от мин и снарядов, оставшихся в земле. Только в 1953 году саперы приехали и массово провели разминирование. Мой брат Журавлев Иван Григорьевич (1929 г.) погиб 28 апреля 1943 года от взрыва мины в руках на местах заготовки сена. В 1953 году на том же месте нашли мину 23 апреля 1953 года и погибли «два Ивана» - Рубашкин (1926 г.) и Никулин (1935 г.).
В 1942 году немецкий самолет, прилетая из хутора Вербовый Лог, бросил бомбу на дом в хутор Крюков – пробила крышу и она не взорвалась. Бомба пролежала в доме до прихода саперов в 1953 году, вывезли на бугор и взорвали – взрыв был такой силы, что чуть не повыбивал стекла в окнах домов хутора…».
Вот так происходили эти события в далеких 1942-1943 годах со слов очевидца, тогда еще молоденькой девочки Сивашовой Кати.
В среду, 25 апреля, каменный солдат снова занял своё место «в дозоре» у деревни Крюково. А 4 мая, в преддверии 67-й годовщины Великой Победы, состоялось торжественное открытие.
Материал подготовил
Анатолий Чалых,
г. Волгодонск.